С 11 по 13 ноября в ТРЦ «Акварель» проходила международная выставка книг «Книжная Волга», в которой я поучаствовал дважды. В субботу, 12 ноября мне посчастливилось познакомиться там с… Евгением Вучетичем, внуком и полным тёзкой своего великого деда – человека, ставшего автором мемориального комплекса на Мамаевом кургане.
Евгений Вучетич представлял в нашем городе только что вышедшую книгу – объёмный труд Виктора Вучетича, сына скульптора (который, увы, не дожил до выхода книги в свет). Книга отличная!
Что касается меня – то я не просто познакомился с Евгением Вучетичем, но даже побывал в качестве модератора его выступления и смог задать ряд вопросов. Не имея возможности конспектировать ответы или записывать их я, тем не менее, могу рассказать своими словами ряд интересных моментов.
Ответы на некоторые вопросы я знал или догадывался, но поднятые темы являются частью устойчивых мифов, циркулирующих в Интернете и мне хотелось подтвердить или опровергнуть эти мифы практически из первых уст, ну и кое-что узнать новое.
1. В Волгограде существует устойчивый миф о том, что скульптура «Родина-Мать зовёт» является частью то ли триптиха, то ли тетраптиха. Часто рассказывают, что Магнитогорске стоит скульптура, на которой меч куют («Тыл – фронту»), в Волгограде он – поднят («Родина-Мать»), в Берлине, в Трептов парке солдат стоит с опущенным мечом («Воин-Освободитель»), а в Нью-Йорке, у здания ООН его перековывают («Перекуём мечи на орала»). Действительно ли на всех этих скульптурах изображён один и тот же меч (но на разных, так сказать, стадиях)?
Ответ таков: нет, это – байка. Действительно, меч в работах Вучетича – часто встречающийся элемент, но никаких «связок» между разыми памятниками он не образует. К тому же, работа в Магнитогорске вовсе не принадлежит Вучетичу (это известно), более того, её автор (Лев Головницкий) едва ли был вообще знаком с автором Родины-Матери (а часто пишут, что он был учеником Вучетича).
2. Иногда рассказывают, будто Вучетич высказал пожелание, что со временем скульптуру Родины-Матери необходимо чем-то покрыть, вроде защитных листов металла, возможно даже – золота. Действительно ли Вучетич хотел как-то «усовершенствовать» наш Главный монумент?
Ответ: нет, хотя слова такие Вучетич действительно произносил. Он как-то сказал, что по стоимости создания столь большие монументы таковы, что даже если покрыть их листами золота – то едва ли они стали бы от этого намного дороже.
3. Есть байка, что лицо скульптуры «Стоять насмерть!», изображающая солдата с гранатой, имеет чрезвычайно сильное портретное сходство с лицом Василия Ивановича Чуйкова, так что вроде бы даже комиссия, принимавшая монумент, заявила, что это – не собирательный образ героического солдата, как предполагалось, а памятник лично Чуйкову и что Вучетичу пришлось даже как-то «отбиваться» от такого заключения комиссии.
Ответ: эта история частично правдивая! Верхняя часть лица солдата действительно сделана Вучетичем с Чуйкова (который был его близким другом), а вот нижняя волевая челюсть – взята у скульптора Мамченко. В целом лицо действительно получилось похожим на Чуйкова, и возмущение и впрямь было, но не у некоей «комиссии», а у маршала Ерёменко, который, вероятно, хотел бы видеть тут не Чуйкова вовсе. Однако возмущение Ерёменко не было принято во внимание, важную роль сыграло то обстоятельство, что Ерёменко был в очень большом почёте у Хрущёва (случись инцидент при Хрущёве – заставили бы переделывать!), а после снятия Хрущёва Ерёменко не очень слушали.
4. Где в Сталинграде-Волгограде жил Вучетич, когда шло создание мемориала на Мамаевом кургане?
Ответ. Вообще Евгений Викторович впервые приехал на Мамаев курган ещё в 1947 году, тогда, не имея никакого «заказа» он сам, вдвоём с помощником, измерил ногами весь курган и начал прорабатывать композицию. Когда же в 1959 году началась стройка, Вучетича сначала поселили в номере одной из гостиниц, номер был очень хороший, но очень дорогой. Однако Вучетич жил в нём, пока однажды Хрущёв не спросил Вучетича, где тот живёт в Сталинграде. Узнав, что скульптор регулярно платит гостинице приличные деньги, Хрущёв возмутился, позвонил в Обком и потребовал выделить Вучетичу служебную квартиру. Квартира была выделена, там был большой балкон с видом на Мамаев курган, на том балконе прорабатывались многие детали мемориального комплекса. Но вот адрес того здания, увы, утерян. Нужно поработать в архиве и найти его.
5. Был ли Вучетич доволен результатом своей работы?
Ответ. Вучетич почти никогда не был доволен результатами, у него была очень высокая самокритичность. Более того, на начальном этапе какая-то скульптура, которую уже начали возводить на Мамаевом кургане, крайне не понравилась скульптору, однако демонтировать её ему не разрешили. В результате он подговорил каких-то работавших на кургане взрывников, которые ночью подорвали скульптуру. Был грандиозный скандал, но связываться с Вучетичем никто не стал.
Вопросов было много, в том числе не только от меня, но и из зала, но эти показались мне наиболее важными!