Белая Лилия Сталинграда
Белая Лилия Сталинграда

Белая Лилия Сталинграда

История Волгограда содержит в себе имена, которые досадно мало помнят в нашем городе — вне зависимости, связаны ли они с Царицыном или же со Сталинградской битвой. Одно из таких имён — имя Лидии Литвяк, которую когда-то называли «Белая Лилия Сталинграда». 
Кто такая Лидия Литвяк? Это — легенда Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. Одна из самых ярких женщин в истории отечественной авиации и вооружённых сил, человек, чьё имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как
самая результативная женщина-лётчик. 
В то же время это — человек, который, несмотря на свои выдающиеся подвиги, на много десятилетий был вычеркнут из истории войны. В Волгограде нет улицы имени Литвяк, нет ни памятника, ни школы, носящей её имя, а на Мамаевом Кургане нет памятной плиты в её честь. Между тем, важнейшие её достижения и её слава связаны со Сталинградской битвой, именно в небе над Сталинградом она совершила выдающиеся поступки, сделавшие её знаменитой. Как бывает почти во всех подобных случаях, имя Лидии Литвяк сопровождают не до конца прояснённые темы и ненужные легенды, которые, на первый взгляд, превозносят человека, а на самом деле — затмевают его реальные подвиги и сеют ошибочные сомнения.

Ещё никому неизвестная девушка

Имя
Сначала об имени. Лида почему-то не любила своё имя и всегда настаивала на том, что бы звали её не «Лидия», а «Лилия» или «Лиля». Именно это немного изменённое имя и легло, по сути в основание легенды. «Лилия» стало не только её неофициальным именем, но и официальным радиопозывным. К сожалению, за яркой вспышкой славы и героической гибелью, последовали десятилетия замалчивания, из-за этого о жизни Лилии не написали капитальных биографических исследований, никто как следует не поработал ни с архивами, ни с ещё жившими в ту пору сослуживцами, а сами дошедшие сведения о её жизни обрывочны и часто противоречивы. На момент начала войны ей было всего 19 лет, но к этому времени она была уже профессионалом. 
Довоенная биография
Вся страна в 30-е годы, вслед за Утёсовым, пела песни о лётчиках:
Первым делом, первым делом — самолёты!
Ну а девушки? — А девушки потом! 
Парни стремились покорять заоблачные выси, а романтичные девушки с восхищением смотрели за их подвигами с земли… Но не все девушки были согласны на эту роль.
Лида родилась в Москве, 18 августа 1921 года в семье железнодорожника Владимира Литвяка. С детства она увлеклась авиацией и уже в четырнадцать лет записалась в аэроклуб. Год спустя она, обогнав большинство парней, уже совершила первый самостоятельный полёт. 
Дальше в её судьбе случается странный «зигзаг»: на некоторое время она отходит от авиации, записывается на курсы геологов и отправляется в экспедицию на Крайний Север, правда, немного позже к авиации она возвращается и поступает в Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов. С чем был связан такой странный уход от авиации в геологию и почему она поступила после хоть и в авиационную школу, но в далёком Херсоне — источники не уточняют. Правда, встречаются сообщения о том, что отец Лидии — Владимир Леонтьевич, был репрессирован как раз в это время, в 1937 году, впрочем, информация эта нуждается в проверке, документированных источников нет, и об отце Лилии больше ничего и никогда не сообщается. Вполне возможно, что на самом деле случилась какая-то бытовая история, а вовсе и не репрессии, хотя все рассуждения на эту тему — пусты, пока нет надлежащей проверки. 
По окончании авиационной школы она отправляется в Тверь (тогда — Калинин), в Калининский аэроклуб. В отношении её службы в аэроклубе часто пишут, что она была там лётчиком-инструктором и, несмотря на юный возраст, успела до войны подготовить 45 курсантов. Однако этот момент её биографии также нуждается в уточнении, поскольку другие источники сообщают, что ради того, чтобы попасть на фронт, Лида приписала себе лишних 100 часов налёта, поскольку имевшихся часов ей недоставало — что также странно, если она была инструктором. 
В любом случае, как бы там ни было, Лида была удивительной девочкой, грезившей небом и избравшей себе редкую профессию женщины-лётчика. 
На войне
С первых же дней войны Лида пыталась попасть на фронт, однако летом 1941 года женских авиачастей в армии не было, и командование смотрело на создание таких частей отрицательно. Положение начало меняться только к осени, к октябрю, когда из-за огромных потерь, стала ощущаться нехватка лётчиков-профессионалов. Но, несмотря на это, для принятия решения о допуске женщин в истребительную авиацию, пришлось бороться. Решения были приняты благодаря большим усилиям прославленной женщины-лётчицы, первой женщины — Героя Советского Союза Марины Расковой. С её подачи в октябре 1941 года было сформировано три женских авиаполка. 

Приказ НКО СССР 0099 от 08.10.41
г.
О сформировании женских
авиационных полков ВВС Красной Армии
В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
 
1. 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату No. 015/174, дислокация г. Энгельс. 2. 587-й авиационный полк ББ на самолетах Су-2 по штату No. 015/159. Формирование полка произвести при 10-м запасном авиаполку — Каменка. 3. 588-й ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату No. 015/186, дислокация — г. Энгельс. 
4. Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим
составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима.
5. Переподготовку личного состава на новой материальной части организовать и проводить: летного состава — в пунктах формирования авиаполков; технического состава — при пункте сбора летно-технического состава — г. Москва; штурманского состава и штабных командиров — при 2-й Ивановской высшей школе штурманов ВВС КА.
6. Главному интенданту Красной Армии и начальникам центральных управлений НКО СССР обеспечить формируемые
авиаполки всеми видами положенного довольствия.
 
Народный комиссар обороны
СССР
И. СТАЛИН
10 октября 1941 года Лидия Литвяк зачисляется в 586-й истребительный авиаполк, личный состав которого убывает в Саратовскую область на комплектование и обучение. Командиром полка была назначена Тамара Казаринова. 

Красноармейская книжка Л.В. Литвяк Источник
Как бы ни мечтала Лиля о небе, она была романтичной девушкой. О ней говорили, что она похожа на популярную в те годы артистку Валентину Серову. Лиля носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, а в кабине своего истребителя держала свежий букетик полевых цветов. Однажды ночью она отрезала мех от унтов, которые выдавались военным лётчикам, и перешила его на воротник. Из-за этого на построении её вывели из строя и приказали в следующую
ночь перешить всё обратно. 
Сталинградская битва
Весну и лето 1942 года Лиля, служа в составе полка, занималась патрулированием неба над Саратовской областью. 10 сентября 1942 года восемь лётчиц из первой эскадрильи авиаполка (Екатерина Буданова, Мария Кузнецова, Лидия Литвяк, Клавдия Блинова, Клавдия Нечаева, Антонина Лебедева, Ольга Шахова) под командованием Раисы Беляевой переводятся в состав 268-й (мужской) истребительной авиадивизии — в Сталинград. Сержанта Лидию Литвяк зачисляют (после нескольких переводов из части в часть) в состав 296-го истребительного полка этой дивизии. Здесь начинается её слава.

Лидия Литвяк с неуставным платочком на шее

В небе над горящим Сталинградом Лилия показывает себя настоящим асом. В групповом воздушном бою она сбивает немецкий Юнкерс Ju 88, а затем уже в одиночном бою — Мессершмитт 109. Сама Лилия первоначально, ещё над Саратовом, летала на самолёте Як-1, а в Сталинградской битве — на истребителе Ла-5. Дальнейшие успешные действия лётчицы привлекают к ней внимание прессы. 30 октября 1942 года газета «Красная Звезда» выходит с материалом, посвящённым Белой Лилии; с фотографиями выходит 25 ноября 1942 года и газета «Комсомольская правда». В число боевых побед Лилии входят сбитые немецкие самолёты Bf-109 (два самолёта), ещё один Ju 88. Всего в период боёв над городом она сбивает восемь немецких самолётов, что делает её известной по всему фронту. С ноября 1942 года Лидия Литвяк была зачислена в особую группу «свободных охотников», куда на тот момент брали только наиболее квалифицированных и опытных лётчиков. «Свободные охотники» действовали в небе самостоятельно, ища вражеские самолёты, нападая на них и возвращаясь после воздушного боя на базу.

Фотография Л.В. Литвяк в газете «Красная Звезда» Источник

В числе легенд о Лидии Литвяк присутствует и рассказ о белой лилии, которая якобы по её просьбе была нарисована на фюзеляже самолёта («Лилия» был и позывной Л. Литвяк). Однако этот рисунок не просматривается ни на одной фотографии самолёта, который часто попадал в кадр, нет его и в описаниях современников. 

Фото, сделанное ещё до получения погон (погоны получены в марте 1943 г.)

По завершении Сталинградской битвы, 17 февраля 1943 года, её награждают Орденом Красной Звезды.

Приказ о награждении орденом Красной Звезды. Литвяк Лидия Владимировна — №6. Источник

  

13 марта 1943 года она пишет письмо домой, в Москву, матери и брату, в котором рассказывает свои впечатления от разрушенного Сталинграда: 
«Здравствуйте дорогие мамочка и Юрий! Шлю вам свой сердечный привет. Редко получаю от вас письма. Как вы себя чувствуете? Как здоровье? У меня пока все в порядке. После большого перерыва мне прошлось побывать в городе и посмотреть на жизнь городских жителей. Была два раза в городе. Он очень разрушен немцами, все больше дома имеют только внешние стены, на базаре все дорого, но все есть. Жители имеют невзрачный вид. До сих пор мне приходилось останавливаться на местожительство по деревням и селам. Там дело с продуктами, конечно, лучше. У нас с питанием все время хорошо. От самого Сталинграда мы все время вместе с Катей Будановой. В основном жизнь наша, конечно, однообразна, но частое изменение местожительства вносит разнообразие. 23-е и 8-е встретили хорошо. Я как улетела тогда из Москвы, так ни разу не снимала синий костюм, т.е. те брюки Михаила и свою старую гимнастерку. Они же мне идут. Недавно потеряла свой эрзац-реглан и очень о нем грущу. Погоны еще не надели, но скоро предполагаем надеть. Буду стараться. Сегодня пишу письмо Константинову, что-то соскучилась.
Ну вот, в основном пока и все. Остаюсь ваша Лиля. Привет всем. Целую крепко-крепко».
Короткое счастье
Дома Лилю ждали мать и младший брат, которым она писала нежные письма. Лучшей подругой Лилии была упомянутая в письме Екатерина Буданова — также одна из самых результативных лётчиц Сталинградской битвы. 

Екатерина Буданова и Лидия Литвяк Источник

В марте 1943 года Лилия вышла замуж за однополчанина капитана Алексея Соломатина. Соломатин (также 1921-го года рождения) также был прославленным лётчиком, с которым она воевала в связке: он — ведущий, она — ведомая. К началу 1943 года он совершил 266 боевых вылетов, принял участие в 108 воздушных боях, лично сбил 27 самолетов. 1 мая 1943 г.
он был удостоен звания Героя Советского Союза. Семейная жизнь молодожёнов была скудной и протекала в перерывах между вылетами. Счастье их продолжалось недолго, 21 мая 1943 года, всего через два месяца после свадьбы, Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе. 

Алексей Фролович Соломатин

Инна Паспортникова, однополчанка Лидии Литвяк, вспоминала впоследствии: «В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме. Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета. Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля… Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» — повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания».
Погибла и лучшая подруга — Екатерина Буданова была смертельно ранена 19 июля в бою над Донбассом. 
Гибель и память
Весеннее наступление Красной армии отодвинуло линию фронта на Донбасс, летом 1943 года там шли тяжёлые бои. В одном из последних писем домой Лилия написала родным, что видела во сне мужа, звавшего её к себе с противоположного берега реки. 
 
1 августа бои велись за прорыв немецкой обороны по реке Миус. В тот день Лилия совершила несколько боевых вылетов и не вернулась с последнего. Её самолёт был сбит и упал, скрывшись за облаками. 
Официально командир звена 73-й гвардейского Сталинградского истребительного авиаполка гвардии младший лейтенант
Л.В. Литвяк считалась пропавшей без вести. Поисков самолёта как таковых не велось, их начали только летом 1946 года,
да и то неофициально, однако выяснилось, что к тому времени все подбитые и упавшие на землю самолёты уже вывезли на металлолом. Командование части представило Лилию к званию Героя Советского Союза, однако таковое звание не было присвоено из-за сомнительных слухов о том, что Лилия якобы находится в плену и даже сотрудничает с немцами — награждение было отложено до выяснения обстоятельств. Вместо звания героя 10 сентября 1943 года она была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. «Благодаря» всё тем же слухам, имя героической лётчицы было вычеркнуто из всех официальных памятных списков, а её память никак не увековечивали. 

Сводка погибших. Литвяк Лидия Владимировна — №22

Только в 60-е годы началась деятельность по поиску останков Лилии. Поиски эти велись силами школьников и продолжались с 1967-го по 1979-й год под руководством учительницы Валентины Ващенко. 23 июля 1979 года отряд получил сведения о том, что в одной из братских могил похоронена неизвестная лётчица. Останки были найдены, проведённая экспертиза подтвердила их подлинность. Только в 1990-м году Лилии Литвяк было присвоено заслуженное, но запоздалое, звание Героя Советского Союза. 

Весна 1943 года

Так сложилась судьба самой результативной лётчицы в истории. За 10 месяцев боёв, кавалер орденов Красного Знамени (22.07.1943 г.), Красной Звезды и Отечественной Войны I степени Лидия Литвяк совершила 186 боевых вылетов, была трижды ранена, сбила лично 11 самолетов в одиночном бою, 3 самолета в группе, а также один аэростат противника.