Про дом с привидением, таврическую картошку и гору Капказ
Про дом с привидением, таврическую картошку и гору Капказ

Про дом с привидением, таврическую картошку и гору Капказ

Жанна ФИАЛКО
Этот полуразрушенный одноэтажный дом с черными пустыми глазницами  окон и фамильным кованым вензелем над покосившимся дверным  проемом вселял в наши детские сердца почти мистический ужас. Причем он  постоянно подпитывался передающимися из уст в уста страшилками, например о том, что хозяин дома повесился, и теперь в нем живет привидение. С тех пор мы и прозвали загадочное здание напротив нашей  школы «домом с привидением». Настоящую историю этого дома поведал мне в 1996 году наш земляк, уроженец Царицына Алексей Алексеевич Ефремов, которому в ту пору было глубоко за девяносто. Детство его прошло в той части города, которая стала спустя долгие годы и моей малой  родиной. По улицам и уголкам в прошлом Зацарицынского, а ныне Ворошиловского района я предлагаю вам прогуляться сегодня в сопровождения моего доброго знакомого. Итак, слово «экскурсоводу».

Базарная площадь Зацарицынской части города — та самая, о которой идёт речь

— ДОМ ЭТОТ, что против гимназии № 5 (бывшей пятидесятой школы)  стоит, я знаю. Владела им семья Сорочкиных. Родителей помню плохо, а вот с детьми их, Бертой и Хонькой, мы дружили. Я как-то раз помогал им парадную дверь чинить. Дом то крепкий был, наследственный, недаром войну выстоял, стены в нем были толщиной в полметра. Куда потом семья эта делась, не знаю.
Ну а в сердце района, там, где сейчас Торговый центр, в царицынскую пору Вознесенский базар размещался. Назывался он так из-за Вознесенской церкви, которая стояла на том месте, где сейчас Ворошиловский крытый рынок. На углу теперешних улиц Рабоче-Крестьянской и КИМ был мясной корпус с глубоким подвалом, где продавали железные и скобяные изделия, конскую сбрую, телеги, ободья для колес. Базарная площадь занимала всю территорию теперешнего садика им. Саши Филиппова. Туда осенью привозили помидоры и лук татары из Чапурников. Из Карповки, Мариновки везли картошку и огурцы тавричане — переселенцы из Таврической губернии, что еще при Екатерине сюда прибыли. А фрукты и самодельные вина были от донских казаков с Калача, Ляпичева.
Что примечательно, у татар тягловой силой были верблюды, у тавричан  — пара быков, а у казаков — пароконная бричка. Я тогда мальцом с мамой на базар ходил. Она впереди идет, товар выбирает, а я за ней несу зембель, плетенный из чакана. Так вот, если тебе надо хороший лук купить или помидоры — смотри, где верблюды стоят. Если хочешь приобрести огурцы, капусту, картошку — смотри, где быки. А если фрукты нужны и вино, то ищи пароконные брички. Весами тогда не пользовались — пять яблок, пять луковичек.

Базарная площадь центральной части города

Но особенно я любил ярмарки на Вознесенском. Самые пышные перед Покровом проводились. На ярмарке обязательно устанавливали карусели, действовавшие с помощью живой силы. Мы, мальчишки, помогали крутить, за что потом могли кататься на любой фигуре — осле, коне, верблюде, козле. Веселили народ цыгане с медведем, фокусники, устраивали здесь и всевозможные игры, такие, например, как удар молотом: кто ударит сильней по движку, у того грузик быстрей доверху добежит.
Сама Вознесенская церковь была недостроенной, хотя служба в ней шла, и в колокола звонили. Стали ее, деревянную, кирпичом обкладывать, да не успели, сначала гражданская, а потом, в 30-х, рушить церкви стали. Все порушили: и церковь Предтечи, и собор, и Крествоздвиженскую церковь. Кстати, последняя располагалась там, где сейчас бассейн, что у ТЮЗа.
Высокая была, колокола на двух ярусах. Мы туда в детстве звонить лазили.
Но самое любимое занятие было – коней купать. Сейчас в двухэтажном доме на остановке трамвая «Торговый центр» Росгорсвет располагается. А раньше дом этот принадлежал купцу, который санитарной очисткой города заведовал. У него были конюшни ближе к Волге, там сейчас детсад № 90 находится. Вот этих коней мы и водили купать на реку. А вообще вся территория по-над Волгой от Царицы до нынешней Баррикадной была застроена частными домами и называлась в народе Капказом. Это, наверное, оттого, что балки здесь чередовались с возвышениями, напоминая горный хребет.
Еще запомнилось из детства, что на Дар-горе не было в ту пору водопровода и колонок не было. Воду можно было купить только в водораздаточных будках, в которых постоянно жила какая-нибудь одинокая женщина или бабушка с внучкой. Вода выдавалась утром примерно с пяти до восьми и вечером с шести до девяти. Для того чтобы получить два ведра, нужно было опустить в специальное окошко-копилку жетон, и тогда дежурная откроет кран. Один жетон — на два ведра. На одну копейку продавали два жетона, стало быть, два ведра стоили полкопейки. В каждой будке было по два крана. Один — для раздачи воды под коромысла, а второй для тех, кто мог подъезжать с бочкой. Зелени на Дар-горе практически не было, потому что поливать ее было нечем, ведрами не наносишься. Своя водопроводная вода была только у железнодорожников. В Ельшанке стояли железнодорожные дома, одноэтажные из красного кирпича, так называемые компанейские (железную дорогу строила какая-то компания), и во дворах этих домов были колонки. Так вот если воды в будке нет — идешь в компанейские. Нас, мальчишек, не очень жаловали. Дело в том, что у домов этих были палисад-ники, в которых росла акация. Сейчас эти деревья по весне в тле, смотреть неприятно. А тогда мы забирались на деревья, рвали цветы, набивали за пазуху, а потом ели. Лучше всякой сладости эта акация для нас была.
Я жил в ту пору в доме на улице Ленкоранской. Интересно, что в Царицыне был такой принцип: улицы центральной части города назывались в честь важных статских или графских фамилий, а также в честь святых. Например, улица Краснознаменская называлась улицей Предтечи. Несколько улиц центра носили названия губернских городов — Смоленская, Пензенская, Тамбовская.  Все улицы заполотновской части имели названия, производные от названий рек, морей, озер: Ладожская, Онежская, Иртышская, Каспийская, Черноморская, Медведицкая. А зацарицынские улицы — уездных городов: Рыбинская, Клинская, Ковровская, Брянская. Недавно проезжал на трамвае, водитель объявляет: «Следующая остановка — «Улица имени Козловского». А ведь знаменитый тенор никакого отношения к нашему городу не имел. Название улицы происходит от города Козлова Тамбовской губернии.
Ну что ж, может быть, сойдем на этой остановке? Прогулка  по Царицыну закончилась, а тут уж и до дома рукой подать…
Под руку со своим собеседником прогуливалось
Жанна ФИАЛКО  
 
Фото из архива Ростислава Грехова