Сегодня, 12 июля – день, который и должен был бы стать настоящим Днём города в Волгограде. Именно под этой датой Царицын был впервые официально упомянут в 1589 году (из-за разницы календарей, которая для XVI века составляет 10 дней, по старому стилю дата приходится на 2 июля). Так что же произошло 12 июля 1589 года?
Упоминание в грамоте
Скажем прямо: в этот день в Царицыне и его окрестностях не случилось ничего. В тот день в Москве было подписано рядовое хозяйственно-административное письмо, которое сохранилось в одной из Разрядных книг и которое и стало тем самым ключевым документом, от которого теперь и ведёт свою историю Волгоград.
Вот полный текст этого письма: «От царя и великово князя Фёдора Ивановича всеа Русии на Переволоку воеводам нашим князю Григорью Осиповичю Засекину да Роману Васильевичю Олферьеву, да Ивану Офонасьевичю Нащокину. Которые суды отпущены ис Казани на Переволоку для лесовой возки с вами, со князем Григорьем и Ываном, и как, даст Бог, город и острог зделаете, и вы б у себя на Переволоке поставили для тутошних посылак ис тех судов сколько пригоже, которые для тутошних дел пригодятца, а лутчие бы естя суды отослали в Астрахань на наши обиходы астраханские. А сколько каких судов в Астрахань пошлёте, и вы бы о том в Астрахань отписали к боярину нашему и к воеводам ко князю Федору Михайловичу Троекурову с товарыщи да к дьяку к меньшому Дзюрбеневу. Да и к нам бы естя о том отписали же, сколько каких судов у себя оставите, и что пошлете в Астрахань, чтоб нам про то было ведомо. Писан на Москве лета 7097-го году июля во второй день за приписью дьяка Дружины Петелина».
В чём суть этого послания? Царицын основывался на острове как деревянная крепость (как и Самара или Саратов), деревом же наша Нижняя Волга не особо богата, тем более строевым лесом, который и шёл на стройматериалы. Поэтому весь лес для строительства крепости Засекин сотоварищи, выйдя по Волге из Казани, в плотах вёз с собой. Крепость и строилась из этого привезённого леса, при этом какое-то его количество оказалось лишним. Вот и написал дьяк Дружина Петелин письмо за подписью царя Фёдора о том, что оказавшийся лишним лес следует не оставлять на острове в Царицыне, а отправить в Астрахань, о чём сообщить.
Таким образом, перед нами – обиходный хозяйственный документ без претензии на громкий статус Первого упоминания города в истории. Дьяк Петелин, когда писал его, о таком явно не помышлял, текст наверняка согласовывался не царём, царь, скорее всего, просто завизировал документ в пачке других писем и распоряжений.
И тем не менее эта бумага, единственная сохранившаяся от царицынского документооборота своей эпохи, и стала тем самым краеугольным камнем, который лёг в основу истории Царицына, именно с этой записки Петелина город Волгоград и начинает своё официальное существование.
О названии города и о месте, где он был основан
Как заметили некоторые читатели, в приведённой в предыдущем посте царской грамоте, выпущенной 12 июля 1589 года, от которой и начинается отсчёт существования города, слово «Царицын» не упоминается, речь там идёт лишь о Переволоке – дороге между Волгой и Доном, по которой с древности перетаскивались волоком по земле небольшие суда. Дорога эта существовала с очень давних времён и сохранялась до 60-х годов XIX века, когда ей на смену пришла Волго-Донская железная дорога. Откуда же взялось название «Царицын» и когда оно упоминается впервые?
Царицыном был остров на Волге, где отряд под командованием князя Григория Засекина, Романа Олферьева и Ивана Нащокина и поставил крепость. Первое упоминание острова под этим именем принадлежит английскому купцу Христофору Бэрроу и датируется 1579 годом (то есть за 10 лет до царской грамоты). Бэрроу упомянул это название в письме дяде Уильяму. Англичанин прибыл в Россию из Англии через Белое море. Далее он плыл по Волге на Кавказ на корабле «Уильям и Джон», пройдя мимо острова Царицын в октябре 1579 года. Второй раз он посетил наши края на обратном пути в апреле (или мае) 1581 года. Всё своё очень интересное путешествие Бэрроу описывал в письмах к дяде, которые были впоследствии изданы отдельной книгой.
Одно из его писем сообщает следующее: «На острове, называемом Царицыном, русский царь держит в летнее время отряд из 50 стрельцов для охраны дороги, называемый татарским словом «караул». Между этим местом и Астраханью есть ещё пять караулов или сторожевых отрядов».
Таким образом, в 1589 году группа Засекина прибыла на Царицын остров не на пустое место. Здесь на протяжении уже как минимум 10-15 лет размещались некие строения (возможно, лёгкая крепость), в которой и сидел «караул» из 50 человек. От названия острова и пошло название города (которое никак не связано с названием реки Царицы, вполне возможно, что имя «Царица» появилось как производное от названия города, а вовсе не от не зафиксированного ни одним документом «Сары-су»).
Далее в документах город упоминается как «Царицын», причём в первые годы с предлогом не «в» Царицын, а «на», поскольку речь в первую очередь шла об острове.
Так, следующий документ из Разрядкой книги (где в предыдущем документе Царицын и упоминается впервые), содержит письмо, в котором сообщается, о смерти Романа Олферьева: «А в той государеве опале Романа на Царицыне не стало в 7098-м году». «На Царицыне» – на острове.
Ну а просуществовала царицынская крепость недолго – в Смутное время, в 1606 году крепость заняли мятежники. 24 октября 1607 года войска боярина Фёдора Шереметьева взяли город штурмом, выбив оттуда всех мятежников и поголовно их истребив. Поскольку у Шереметьева не было сил, чтобы оставить в городе гарнизон, перед отходом им был отдан приказ сжечь крепость, чтобы она снова не стала прибежищем мятежных войск. Заново город был отстроен уже после смутного времени на правом берегу Волги, где сегодня и стоит.