Население Царицына во второй половине XIX века росло с огромной скоростью. Если в 1860 году оно составляло 7027 жителей, то к 1884 году численность возросла до 36308, то есть в 5,2 раза за 24 года! В город съезжались люди со всей России. Как показатели разнородности населения – храмы Царицына того периода. В городе стояли и строились православные храмы, имелся католический костёл, протестантская кирха, старообрядческий храм, две мечети и две синагоги.
Еврейская община возникает в Царицыне первоначально в Зацарицынской части, где 17 октября 1888 года открывается деревянная синагога со школой. С ростом населения Царицына растёт также и его еврейская часть. Существующая синагога уже не справлялась с количеством людей. По этой причине в городе возникают самовольно открытые две молельни, которые закрываются властями в мае 1892 года. К началу XX века еврейская община образуется также и в первой части города, компактно расселяясь за Преображенским предместьем. Там к 1911 году строится двухэтажное здание второй (хоральной) синагоги. Здание располагается на перекрёстке Смоленской и Курской улиц. Смоленской улицы ныне не существует – она застроена сталинскими домами в 50-е годах, а Курская улица носит теперь название Порт-Саида.
Законченное в 1911 году здание второй синагоги было выдержано в мавританском стиле и венчалось пятью куполами. Глядя на современное здание физиотерапевтической поликлиники даже трудно себе такое вообразить. Вообще не существует никаких определённых правил конструкции синагоги, есть лишь общие рекомендации. Традиционно к зданиям синагог предъявляется требование, согласно которому здание должно быть самым высоким в городе (для чего желательно строить его на горе). Однако, в условиях реальной жизни требование это практически невыполнимо. Есть «запасной» выход из положения – расположить на крыше высокий шест – так, чтобы вершина шеста была бы выше окружающих зданий. Поэтому, купола царицынской синагоги не являются аналогами куполов православных храмов (и вообще не обязательны), а, скорее всего, должны были лишь сделать здание повыше, с учётом вышеприведённого требования…
Чертежи Второй синагоги. Как видно из плана, второй этаж синагоги представлял собой п-образный балкон. Весьма вероятно, что балкон был предназначен для женщин, так как по синагогальным требованиям мужчины и женщины должны молиться раздельно. В своевременном варианте никакого балкона уже нет, перекрыт весь этаж, так, что на месте бывшего проёма образован холл, а там, где был балкон – кабинеты врачей. Изменился и сам план. Как видно, здание раньше имело две лестницы, сейчас – только одну (на плане она верхняя). Лестничные клетки прежде образовывали выступы, из которых сохранился только один – опять-таки верхний на плане. Причём вход перенесён во внутреннюю боковую часть.
Планы синагоги приведены в «Своде историко-архитектурного наследия Царицына-Сталинграда-Волгограда», стр. 168.
План 1-го этажа. Здесь обозначены места для сидений и большой холл для входящих на первый этаж. Холл сейчас занят кабинетами. Всё пространство перегорожено многочисленными стенами.
Необходимость строительства синагоги в первой части Царицына обозначается ещё в 1905 году. 24 августа 1905 года еврейская община подаёт проект с соответствующим прошением в строительное отделение Саратовской губернии. После рассмотрения проекта, в июне 1906 года он был отклонён по техническим причинам (ошибки распределения нагрузки купола). Ошибки были устранены и 24 января 1907 года проект был утверждён.
Численность еврейской общины в Царицыне была относительно невелика. Согласно данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Царицыне насчитывалось лиц, исповедующих иудаизм, мужчин – 512 человек, женщин – 381. Итого – 893 человека. (Для сравнения: мусульман было насчитано по городу: 938 мужчин и 791 женщина, всего – 1729 человек; католиков, соответственно – 116 и 77 человек, всего – 193 человека; общее население Царицына составило в тот год 27893 мужчины и 27293 женщины, всего – 55186 человек). Следует отметить, что еврейское население Царицына было не простым. Вообще в России XIX века существовало установленное законом понятие «Черта оседлости», которое представляло собой перечень губерний, в которых дозволялось жить евреям (в основном это были западные губернии). За пределами Черты жить евреям было запрещено. Царицын, как и вся Саратовская губерния, в черту оседлости не входил. За Черту могли выезжать и поселяться там лишь некоторые категории евреев. Это были: купцы I гильдии, при условии непрерывного десятилетнего пребывания в Гильдии (для пребывания в I Гильдии всякий купец должен был ежегодно вносить огромную сумму – 500 рублей); лица, имеющие высшее образование (получение которых для евреев было затруднено существованием квоты в 3% от общего числа студентов в столичных городах и 10% в городах, входящих в Черту); имеющие среднее медицинское образование; отслужившие в армии. Таким образом, еврейское население Царицына складывалось из лиц, подпадающих под действие одного из приведённых оснований.
Синагога действовала до 20-х годов. Попытки закрытия синагоги начались с 1928 года. В 1929 году развернулась массовая компания в печати. О драматичной истории закрытия Второй синагоги повествует исследование Т. Кривобоковой, в котором, среди прочего, сообщаются следующие подробности.
Газета «Борьба» публиковала письма возмущённых «трудящихся евреев» с требованиями закрыть источник «религиозного дурмана». Писались такие письма: «Мы, трудящиеся евреи гор. Сталинграда, просим Окрисполком передать нам помещение синагоги на Смоленской улице для устройства в нём «Дома культуры» для еврейских трудящихся нашего города. Всю зиму синагога закрыта на замке и используется одним-двумя десятками верующих, в то время когда громадная часть еврейских трудящихся регрессирует в культурном отношении за неимением помещения для культурно-просветительской работы и неимением школы на родном языке». Несмотря на «многочисленные письма», Исполком Сталинграда как бы сомневается. И только лишь «идя навстречу» «просьбам трудящихся» в сентябре проводится соответствующее исследование, которое заключает, что «закрытие данной синагоги в настоящее время является вполне целесообразным актом… другая, т.е. 1-я синагога вполне может обслужить религиозные потребности еврейского населения». Наконец, решением Исполкома г. Сталинграда от 17 ноября 1929 года синагога была закрыта. Кому передать здание решение принято не было. Предполагалось, что в здании разместится клуб, но некоторое время оно пустовало. 13 апреля 1930 г. было решено «здание бывшей еврейской синагоги передать окрздравотделу для развёртывания в нём поликлиники». Впрочем, на протяжении ещё нескольких месяцев здание оставалось пустым. Купола были демонтированы ещё до войны, здание – перестроено под нужды поликлиники.
Во время Сталинградского сражения здание оказалось в эпицентре боёв, что, впрочем, не привело к его разрушению. Напротив, бывшая вторая синагога даже сохранила крышу (что было большой редкостью).
Снимок, соделанный после Сталинградской битвы. Внизу в центре видны руины Преображенской церкви. Руины синагоги обведены кругом. Правее синагоги хорошо просматривается Смоленская улица.
Послевоенный снимок (источник – Живой Царицын). На заднем плане виднеются уже отстроенные современные дома по ул. Мира, а рядом с бывшей синагогой стоят небольшие частные дома, в скором времени снесённые. Слева от здания синагоги можно заметить фрагмент забора, впоследствии снесённого. В те годы он ещё, вероятно, полностью перекрывал территорию вокруг здания.
После войны было принято решение о сохранении в здании поликлиники. После восстановления 1940-х годов, здание приобрело свой современный интерьер.
Холл второго этажа. Там, где сидят люди – когда-то не было пола. Вдоль стены с дверями кабинетов шла кромка балкона. Судя по портеру Сталина на стене – снимок сделан до 1957 года. Забегая немного вперёд, приходится признать, что современный интерьер стал в значительной степени беднее. Сейчас тот же зал второго этажа выглядит так.
Резкий контраст света возникает из-за того, что окна, располагавшиеся над дверьми кабинетов, теперь закрыты. Как видно, роскошные бронзовые люстры заменены на стандартные плоские пластмассовые плафоны с лампами дневного света; ещё в 70-е годы стены зачем-то закрыты страшненькими фанерными панелями и заклеены обоями, ковровые дорожки стёрлись, пожалуй, ещё в 60-е. Убраны и шторы…
Впрочем, несмотря на значительную перестройку (воздвигнуты новые стены, убрана вторая лестница и т.д.) и обеднение интерьеров, здание сохраняет свою неповторимую атмосферу.
Снаружи всё недавно отремонтировано, заменены окна и двери
Вид очень приличный
Сохранён рисунок окон
Почти незаметны глазу звёзды Давида на стенах – память о синагоге
Также сохранился фрагмент забора, который сейчас не несёт никакой практической нагрузки, так как не опоясывает здание и ценен только как памятник архитектуры
Отдельно от забора стоит ещё один фрагмент.
Во внутреннем интерьере главная ценность – лестница.
Перила лестницы, судя по всему, оригинальные
Небольшое окно на лестничной клетке. Судя по виду снаружи когда-то это было полноценное окно, заложенное впоследствии
Своды Монье под пролётом
Ограждение лестницы тянется и вдоль площадки второго этажа
Сама площадка второго этажа
Из-за плохого освещения я не снял прекрасно сохранившуюся гипсовую лепнину на потолке. Поэтому, кадр с ней позаимствую в сообществе «Уголки старого Царицына»:
Автор этого фото – А. Науменко. Источник
Здание бывшей второй синагоги — ценнейший памятник архитектуры и истории нашего города, единственный представитель мавританского стиля. Внешне здание сохранилось прекрасно, особенно заметным это становится при сравнении с другими сохранившимися старинными домами в городе. Говорить о восстановлении внутреннего интерьера, кажется, уже бессмысленно, он утрачен навсегда.