Волгоградцы, наверное, по праву гордятся продукцией местной кондитерской фабрики “Конфил”.
Заглянем на их официальный сайт, где об истории предприятия сказано:
“Лапшин и Ко
История предприятия началась более 120 лет назад, когда в 1887 году царицынский купец Василий Федорович Лапшин основал кондитерское и пряничное заведение “Лапшин и Ко” под вывеской “Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина”.
Все работы выполнялись вручную, а численность рабочих составляла 74 человека. Продукция находила свой сбыт в регионах Нижнего Поволжья и Дона, а также закупалась государственными объединениями, Среднеазиатскими эмиратами — Кокандскими и Бухарскими, княжествами Закавказья.
Царицынский рабочий кооператив пищевиков им. В.И. Ленина
С 1917 по 1925 годы производство Лапшина было национализировано и переименовано в Царицынский рабочий кооператив пищевиков, а в 1924 году фабрике присвоено им. В.И. Ленина.
Испытанием для коллектива предприятия стала Великая Отечественная война. Технология производства ускоренными темпами была перестроена для выпуска продукции, необходимой фронту и армии. Вместо выпечки пряников, стали выпускать галеты, вместо конфет — концентраты. Был момент, когда ожесточенные бои в городе Сталинграде на несколько месяцев прерывали труд коллектива кондитеров, а к моменту окончания Сталинградской битвы Сталинградская кондитерская фабрика им. В.И. Ленина была почти полностью разрушена.
Однако всего через три месяца после освобождения города от фашистов — в мае 1943 года, фабрика возобновила производство галет для нужд фронта. Люди работали при коптилках, воду носили из родников ведрами, топливо собирали в развалинах домов, но до конца 1943 года выработали 270 тонн продукции.
В апреле 1944 года приказом № 19 Наркома пищевой промышленности РСФСР принято решение о восстановлении Сталинградской кондитерской фабрики им. В.И. Ленина…”
Все уже настолько привыкли к такой истории, что воспринимают её на веру как данную. Мне же, человеку стороннему, бросается в глаза явная неполнота и какая-то недоговоренность… Порассуждаем?
В прошлогоднем (2012) г. Календаре замечательных и памятных дат в заметке О. В. Назаровой, откуда, видимо, и взята информация для сайта, сказано чуть
больше:
“История этого предприятия началась 125 лет назад, когда в 1887 году царицынский купец Василий Фёдорович Лапшин основал кондитерское и пряничное заведение «Лапшин и Ко» под вывеской «Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина» на Скорбященской площади г. Царицына. Тогда все работы выполнялись вручную, а численность рабочих составляла 74 человека. Продукция находила свой сбыт в регионах Нижнего Поволжья и Дона, а также закупалась государственными объединениями, Среднеазиатскими эмиратами – Кокандскими и Бухарскими, княжествами Закавказья. С 1917 по 1925 годы производство Лапшина было национализировано и переименовано в Царицынский рабочий кооператив пищевиков, а в 1924 году фабрике присвоено имя В. И. Ленина. С 1926 года кондитерская фабрика, арендуемая рабочим кооперативом, была передана в ведение губернского совнархоза. С 1927 года – Сталинградского окружного Совета народного хозяйства, с 8 июля 1930 года – Нижневолжского крайторготдела.
Испытанием для коллектива предприятия стала Великая Отечественная война. Технология производства ускоренными темпами была перестроена для выпуска продукции, необходимой фронту и армии. Вместо выпечки пряников, стали выпускать галеты, вместо конфет – концентраты.
С июля 1941 года на фабрике было начато строительство и оборудование нового цеха по выработке пищевых концентратов. С началом боевых действий в Сталинграде по приказу НКПП оборудование фабрики было эвакуировано в село Маркваши Татарской АССР.
Немецко-фашистскими захватчиками нанесён огромный ущерб Сталинградской кондитерской фабрике имени В. И. Ленина. Было разрушено и сожжено 2,411 куб. м производственной и складской площади. Полностью уничтожены жилые здания и здания культурно-бытового назначения. Пострадало всё оборудование и значительная его часть выведена из строя. Разрушена электроподстанция и водопроводная система.
В соответствии с актом об ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками кондитерской фабрике имени Ленина, общий размер ущерба составил свыше 5 млн. рублей. Акт подписали 16 июня 1943 года директор фабрики – А. В. Триадский, главный бухгалтер – И. Е. Тюряков, заведующий производством – Н. Ф. Трусов. Здание фабрики в тот период находилось в городе Сталинграде по ул. Социалистической, д. 1…”
И опять не покидает меня чувство неудовлетворённости от сказанного и возникает множество вопросов…
Не могу точно сказать, как было в данном случае, но!
В советское время предприятия были государственными и примерно равными. Вспоминать о старом прошлом было не принято. Иное дело рыночные дела. Предприятиям надо было выделиться, чтобы отличаться от других. Многие стали искать старинные и желательно иностранные корни, а при отсутствии последних годились и просто старые.
Так стараниями маркетологов появились многочисленные “истории” различных предприятий иногда более-менее правдивые, иногда, что называется “притянутые за уши”, а порой представляющие полную чушь. Характерный пример последней — волгоградский “Пивовар”. И практически все эти истории оставляют ощущение неполноты, недоговоренности или вырванности из контекста.
Наверное, многие не согласятся с тем, что здесь будет сказано дальше. Но, во всяком случае, надеюсь, что поставленные вопросы заставят задуматься и не принимать многое, что называется “на веру”, а также обратить внимание на сложившуюся историческую несправедливость.
Итак.
“…в 1887 году царицынский купец Василий Фёдорович Лапшин основал кондитерское и пряничное заведение «Лапшин и Ко» под вывеской «Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина» на Скорбященской площади г. Царицына. Тогда все работы выполнялись вручную, а численность рабочих составляла 74 человека.”
И сразу, как я уже сказал, множество вопросов.
А, собственно, откуда известно, что основал в 1887 году?
Одним из наиболее доступных справочников, который пестрит “датами основания предприятий” является книга Леона Карловича Езиоранского “Фабрично-заводские предприятия Российской империи” 1909 года.
И, действительно, там указан год основания 1887. Только одно но!
Дело в том, что среди нескольких десятков предприятий, с которыми мне пришлось столкнуться в этой книге, каждое второе, а то и каждое первое указано с датой, имеющей совсем мало общего с истинным временем основания.
Вот и с Лапшиным как-то не всё аккуратно срастается. В другом, более раннем справочнике “Фабрично-заводская промышленность России” 1897 года, отстоящем не столь далеко от времени основания, указана несколько другая дата — 1885 год.
И кто прав?
Нисколько не хочу умалять заслуги Василия Фёдоровича Лапшина, добившегося больших успехов на коммерческом поприще и много сделавшего для города на выборных должностях. Но, опять, но…
Приписываемое ему основание пароходного общества также далеко от реальности. Но, спросите Вы, разве не основал? Конечно, основал! Но Ю-РИ-ДИ-ЧЕС-КИ. Физически было куплено уже давно существовавшее пароходное общество со всей его инфраструктурой.
Но это, так, к слову.
Идём дальше: “…основано… на Скорбященской площади г. Царицына”.
А кто-нибудь задавался мыслью: где именно на Скорбященской площади, где эта площадь и где находится современная фабрика?
Следует констатировать, что никто не говорит (или не знает?), где же была фабрика Лапшина. И здесь полная чехарда.
Справочник 1897 года Скорбященская площадь, угол Успенской ул.;
“Вся Россия” 1899 года угол Успенской и Пушкинской;
“Вся Россия” 1900 год Базарная площадь;
“Вся Россия” 1902 год Пушкинская.
Мало того, в справочнике “Вся Россия” 1895 года вообще нет фабрики В.Ф. Лапшина, а всего лишь среди торгово-промышленных заведений, читай, магазинов, кондитерская с пряниками.
Да и “кондитерское и пряничное заведение “Лапшин и Ко” под вывеской “Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина” кроме как у “Конфила” больше, похоже, нигде не и не встречается…
В общем, с адресом фабрики Лапшина тоже полный швах.
Вместе с разнообразием адресов следует также вспомнить историю, случившуюся всё с тем же Лапшиным. Однажды на заседании Городской Думы рассматривался вопрос о желании Лапшина купить у города участок земли. Всё было бы просто, но купец просил выдать ему купчую, где было бы указано, что участок его находится на углу Базарной площади и Дубовской улицы. Рассмотрев по-существу данный вопрос, Дума не сочла возможным удовлетворить прошение, т.к. между данным участком и площадью имеются и другие строения. Адрес с Дубовской улицей – пожалуйста. На что купец ответил: раз нет нужного адреса, так и участок мне не нужен!
Так что попытки из набора адресов вычислить положение пряничной фабрики – дело почти безнадёжное.
Приводимое в цитате количество рабочих в 74 человека на фабрике Лапшина совершенно непонятно, к какому времени относится. У Л. К. Езиоранского, как раз 74, что подтверждает его как основной источник информации. Однако, у Варзара в 1908 году их 85, в 1897 — 26, в 1900 – 49, в 1902 – 19.
Полная неудовлетворённость с Лапшиным.
А может, вовсе и не Лапшин был предшественником? Кто доказал, что это не были кондитерские фабрики Серебряковых или Родионова?
Почему в Адрес-календаре «Весь Царицын» 1911 года среди разных заводов и фирм нет кондитерской фабрики Лапшина, а есть Кондитерская фабрика “Трудовое товарищество” во 2-й части города на Княгининской улице?
Может, с фабрикой имени Ленина будет лучше? Увы, увы…
Из приведённых в начале заметки цитат можно узнать, что после освобождения города фабрика разместилась на Социалистической улице, т.е. там, где и находится сейчас. Только вот как она туда попала?
Вопрос, конечно, интересный. Построить, явно, ничего не успели, а значит, заняли уже существовавшие и уцелевшие помещения.
Помогла отчасти ответить на этот вопрос статья “120 лет сладкого царства” в “Торговой газете” номер 97-98(430-431) от 12.12.2007, в которой было сказано:
“Народное предприятие — крупнейшая кондитерская фабрика юга России “Конфил” — отмечает юбилей.
Это произошло осенью 1887 года, когда царицынский купец Василий Федорович Лапшин устроил торжественный прием по случаю открытия вместо собственных мелких цехов кондитерское и пряничное заведение “Лапшин и Ко” — крупнейшее на Нижней Волге предприятие по производству сладкой продукции.
…В годы войны фабрика оказалась в самом горниле Сталинградской битвы. Тут было не до конфет. Сначала коллектив фабрики работал по заказу фронта: делал галеты, варил кашу, а потом выпускал и боеприпасы. А когда начались бои уже в центре города, где находилась фабрика, она фактически уже не могла работать и встала на несколько месяцев. Единственный раз за свою более чем вековую историю. А после окончания боев люди вновь вернулись в полуразрушенные помещения, чтобы выполнять заказы фронта.
Новая история фабрики началась, когда она переехала по другому адресу: ей предоставили помещение бывшего пивзавода Тапера (с одним “п”). Но и там технология и условия труда оставляли желать много лучшего”.
Как видим, из этой статьи следует, что кондитерская фабрика, вроде как, работала в центре города вплоть до войны и даже после освобождения города…
Надо сказать, что восстанавливать историю кондитерской фабрики я изначально не собирался, да и не собираюсь.
К указанной выше статье я пришёл совсем с другого конца, а именно от пивзавода, поэтому сведения о кондитерском производстве были побочными…
Если мы заглянем в “Указатель фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского” П. Орлова 1887 года издания и сведениями за 1884 год, то обнаружим пивоваренный завод Павла Мартыновича Таппера (с двумя “п”) в собственном доме по Козьмодемьянской улице г. Царицына с 1883 года. Вообще-то судьба пивоваренного завода заслуживает специального рассмотрения, да и дата – 1883 год, по всем признакам, имеет мало общего, собственно, с основанием пивзавода. Но речь здесь всё-таки о кондитерской фабрике.
Действительно, если мы посмотрим на карте современного Волгограда, где расположена кондитерская фабрика, то увидим, что угол Козьмодемьянской и бывшей Азовской улиц, где находился пивоваренный завод Таппера, как раз она и занимает. К сожалению, на официальном сайте фабрики написано про Лапшина, про новые помещения после войны, но ни слова не сказано про Таппера.
Так вот, пивзавод вполне успешно работал. Потом мировая война и смутные времена.
В начале 1920-х годов пивоварение на заводе было возобновлено, а сам он в духе времени получил звучное имя “Новая Русь”, а чуть позже с пуском второго пивзавода “Новая Русь №1”, а в скобочках уточнялось: “бывший Таппера”
Из справочника “Сталинградский промышленный район”, изданного в 1931 году можно понять, что пивоварение было прекращено в 1929 г.
И вот здесь возникает интересный вопрос, а что же было здесь между 1929 и якобы 1943 годом? Неужели простаивал?
Оказалось, что вовсе нет. В труде К. Свешникова “Пивоварение в Советском Союзе. Эпоха ВСНХ”, изобилующем массой ссылок на первоисточники приводится адрес пивоваренного завода в 1927 году: ул. Социалистическая д. 2.
Вместе с тем, в “Списке абонентов Сталинградской городской телефонной сети” за 1930 г. имеется на август 1930 года: “Кондитерская фабрика Сталсельпрома ГСНХ, адрес Социалистическая 2”, что полностью совпадает с адресом пивоваренного завода. А рядышком по адресу ул. Социалистическая д. 1, как и раньше, всё ещё продолжает работать контора управления пивоваренным заводом, теперь уже одним… Здесь кстати вспомнить упомянутую ранее газетную публикацию в календаре памятных дат, 1943 год и указанный там адрес: Социалистическая д. 1
Но почему-то никакого имени Ленина!? Что опять очень и очень странно! Как можно было пропустить святое имя? Но факт остаётся фактом: в стенах бывшего пивоваренного завода разместилась некая кондитерская фабрика, хотя среди приведённых выше в справке о “Конфиле” переименований такое название фабрики отсутствует.
В другом “Сборнике статистических сведений по районам Нижне-Волжского края” опять того же 1930 года имеется “Кондитерская фабрика имени “Ленина” Окружного Совета Народного Хозяйства”. Вот здесь, как раз, имя Ленина есть. Адрес, правда, не указан…
Не буду говорить, что первоначально на пивзаводе размещалась некая другая кондитерская фабрика, не знаю. Сейчас там “Конфил”. Факт налицо.
Хотя…
Дело в том, что многие вещи, которые ещё сто лет назад воспринимались совершенно однозначно, в настоящее время полностью перепутались.
Начнём с терминологии.
В словаре Брокгауза и Ефрона сказано: “Фабрика или завод, крупное промышленное заведение, где большое число рабочих работает в закрытом помещении при помощи механических двигателей и машин. Различие фабрики от ремесленных заведений заключается, главным образом, в размерах производства, в более строгом проведении принципа разделения труда между рабочими, наконец, в том, что на фабрике в большем числе употребляются механические двигатели и машины…”
Там же: “Фирма, наименование торгового предприятия, часто совпадающее с именем владельца; составляет собственность владельца…”
Почему именно торгового? А потому что конечной целью любого, в том числе фабричного предприятия, являлась продажа произведенного продукта. Поэтому при прекращении производства купцом писали: “не торгует”, а хозяина предприятия-банкрота признавали несостоятельным именно “по торговле”.
И 100 лет назад эти два понятия прекрасно сосуществовали и не путались.
Читая старые страницы, можно легко обнаружить такие записи:
Завод в N-ске куплен Ивановым и теперь работает под новой фирмой Иванов и Сын
или
Фирма Иванова построила новый завод, старый завод в настоящее время остановлен и будет перепрофилирован на выпуск…
или
Фирма Иванова продала свой завод в N-ске и купила завод в городе “М”.
К тому же, если мы заглянем в какой-либо толковый словарь, например Абрамов Н. “Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений”, Москва: “Русские словари”, 1999, то легко найдём, что “Фабрика” означает ещё и “здание”!
Всё это показывает, что фабрика или завод представляют из себя производство в своих помещениях на одном и том же месте. Завод мог менять владельцев, мог реконструироваться, мог перепрофилироваться и мог закрываться. Но переезжать не мог!!!
В отличие от более мелких кустарных предприятий, которые назывались просто “заведениями”: как-то колбасное заведение – там, где делали колбасу и торговали ею, заведение искусственных минеральных вод и т.д. Заведения часто меняли место дислокации, т. е. нехитрый скарб легко перемещался на подводах.
Фирма же, как создание чисто юридическое, могла владеть заводом или заводами, покупать или продавать их, реконструировать или закрывать. Хозяин мог быть владельцем нескольких фирм или одной. Закрыть одну и создать другую, перевести операции в другой город…
И никогда не возникало никакой путаницы!!!
Поэтому легко можно обнаружить, что винокуренные заводы становились пивоваренными, пивоваренные мыловаренными, кондитерскими, патронными и даже литейными!
Но завод, открытый в другом месте всегда был другим заводом!!!
Кстати, то же самое можно обнаружить и в советское время. Никому же не пришло в голову Московскому мотоциклетному заводу, эвакуированному во время войны в Ирбит или эвакуированному в Уфу Ярославскому заводу “Резинотехника” оставить прежнее название… Примеров множество.
Но вернёмся к нашей теме. Почему случилось так, как случилось? Почему осталось старое название? Да кто бы посмел покуситься в то время на “святое имя” В. И. Ленина?!
А может, всё было проще и в 1924 году при создании фабрики имени Ленина её разместили рядом с пивзаводом, а его территорию позже просто присоединили? Ведь адреса предприятия в это время нет!?
В книге «Государственный архив Волгоградской области. Путеводитель» 2002 года выпуска написано:
«В 1924 г. получила наименование Царицынская кондитерская фабрика им. В.И. Ленина
С 1925 г. — Сталинградская.
С 1926 г. кондитерская фабрика, арендуемая рабочим кооперативом, была передана в ведение губернского совнархоза (постановление Сталинградского губисполкома № 27 § 168 от 14 Января 1926 г.);
С 1927 г. — Сталинградского окружного совета народного хозяйства; с 8 июля 1930 г. — Нижневолжского крайторготдела (постановление президиума Нижневолжского крайсовнархоза № 76/416 от 8 июля
1930 г., приказ ВСНХ СССР от 26 июня 1930 г.).
С 1950 г. кондитерскаH фабрика им. Ленина была передана в подчинение Росглавкондитер Министерства пищевой промышленности РСФСР (решение облисполкома № 23/1361 от 7 июня 1950 г. на осно-
вании Распоряжения СМ РСФСР № 1617-Р от 1 июня 1950 г.)».
И здесь всё начинается с 1924 года…
Может быть, я и преувеличиваю, но все эти постоянные недомолвки и пропуски целых пластов истории предприятия оставляют нехорошее ощущение “лапши на ушах”. Так и хочется крикнуть: «Не верю!!!»
И, конечно же, существует непреходящее чувство полной исторической несправедливости.
Впрочем, на территории “Конфила” как-то сохранилось здание старинного пивзавода, которое следует считать памятником прародителю — прусскому подданному Паулю Густаву Адольфу Тапперу.
И на том спасибо!
Автор фотографий — Юрий Филин и взяты они в сообществе «Уголки старого Царицына«