Возвращение \»Бармалея\»
Возвращение \»Бармалея\»

Возвращение \»Бармалея\»

Вот, кажется, мы и дожили до тех времён, когда в нашем городе на Привокзальной площади, как и когда-то, очень давно, каменные дети начнут водить хоровод вокруг крокодила. То, что казалось невозможным ещё несколько лет назад – воплощается в реальности. Хорошо это или плохо? Давайте посмотрим.

Первоначальный проект реконструкции Привокзальной площади. Опубликован в журнале «Проект Нижняя Волга» в марте 2012 г.

Разумеется, для начала – история. Сведения об историческом фонтане, несмотря на большое число сообщающих о нём источников, довольно скупы. Например, нигде не указывается ни имя архитектора, ни время строительства (указывается лишь год), ни обстоятельства. Что же касается даты его демонтажа – то и вовсе сообщается, что случилось это «в 50-е годы», точнее никто не помнит, словно речь идёт не о недавнем прошлом, ещё трепещущем в памяти живущих, а об эпохе «до н.э.». Сведения о фонтане можно почерпнуть в статье на Википедии и дополнить данными с нескольких форумов, блогов и сайтов.

Довоенный снимок центральной части фонтана. Источник

Итак, в 1930 году, в процессе реконструкции железнодорожного вокзала, на Привокзальной площади появляется фонтан «Бармалей». Собственно, «Бармалей» – это лишь один из вариантов официально отсутствующего названия. Другими вариантами были «Дети и крокодил», «Крокодил», «Хоровод», и т.п. Мотивом, легшим в основу композиции, была сказка Корнея Чуковского «Краденое солнце», написанная лишь за пять лет до установки скульптуры, где есть строки: «Эй вы, звери, выходите, / крокодила победите, / чтобы жадный крокодил / солнце в небо воротил!». Авторы композиции переосмыслили образы зверей, придав им пионерские черты.

Фонтан задумывался не в Сталинграде, а был типовым. Точно такой же фонтан или очень похожие на него были построены в Воронеже, Днепропетровске и Оренбурге. Ни один из этих фонтанов до наших дней не дотянул. Фонтан представлял собой круг, в центре которого был расположен выступающий вверх островок. На этом островке и располагалась архитектурная композиция. Детей было шесть – три мальчика и три девочки. На внешнем кольце располагались скульптуры шести лягушек, из которых била вода. Несколько похожий фонтан – с лягушками и крокодилом, но без детей сохранился в Омске, в парке Аграрного университета.

Фонтан благополучно простоял на Привокзальной площади Сталинграда 12 лет. В августе 1942 г. он, как и весь город, подвергся варварской бомбардировке, после которой был сфотографирован фотографом Эммануилом Евзерихиным.

Та самая, знаменитая на весь мир фотография Эммануила Евзерихина

Собственно, именно эта фотография, ставшая одним из наиболее известных образов сталинградской бомбардировки, и сделала этот типовой фонтан знаменитым. Фото сумело запечатлеть чудовищный контраст, возникший между не успевшими закончить танец детьми и страшной внезапной бедой, упавшей на их головы. Пронзительный фотообраз облетел множество газет и журналов, был запечатлён кинохроникой и включён во многие фильмы о войне.

Непосредственно во время бомбардировки 23 августа 1942 года фонтан пострадал незначительно. Серьёзные повреждения он получил в сентябре 1942 г., во время ожесточённых боёв за здание вокзала, которое несколько раз переходило из рук в руки. Как видно на снимках, сделанных после завершения боёв, фонтан получил дополнительные разрушения: скульптуры детей повреждены, у одной скульптуры нет головы.

Судя по снарядам, сложенным под фонтаном — снимок сделан вскоре после окончания боёв, ранней весной 1943 г. Ближняя к фотографу скульптура не имеет головы. Источник

Фонтан ещё не восстанавливался: у некоторых скульптур нет рук

«Бармалей» был восстановлен одним из первых в городе. Уже в 1945 году, на фоне стоящих вокруг него руин, фонтан сиял свежей белизной.

Это особенно сильно бросается в глаза на уникальных цветных фотографиях Марка Редькина, сделанных также в 1945 г.

Фонтан восстановлен. Вокруг ещё руины

Цветное фото Марка Редькина. Кажется, сильно отредактировано фотошопом, но тем не менее впечатляет. Живые дети повторяют танец детей гипсовых — торжество жизни над смертью! Правда, в живом хороводе — одни девочки

В послевоенном Сталинграде фонтан простоял около 10 лет и был уничтожен, как уже указывалось, в 50-х годах. Конкретные причины, по которым было решено уничтожить фонтан, нигде не указываются. Скорее всего в тот момент считалось, что типовой гипсовый фонтан имеет невысокую художественную ценность и смотрится дёшево на фоне монументального здания вокзала. Это предположение подтверждается тем, что фонтаны-близнецы были снесены в 50-60-е годы повсеместно, причём ни в одном случае для этого не было никаких веских причин. В Воронеже на месте снесённого фонтана выстроили другой фонтан, в Оренбурге поставили памятник Пушкину и Далю, а в Днепропетровске на месте фонтана и вовсе создали ценную асфальтированную площадку. Во всяком случае, никакого строительства на месте фонтана никто не планировал, в Сталинграде на месте фонтана поначалу разместили большую клумбу, которую потом заменили на более ценный художественный образ – автостоянку.

Воронеж, Кольцовский сквер. Здешний фонтан был построен в 1937 г. Как видно, воронежский фонтан отличался от сталинградского: лягушки сидели не на внешнем ободе, а в воде Источник

Воронеж, 1967 г. Воронежский фонтан снесли в 1977 г. Источник

Днепропетровск, 1954 год. Источник

Ещё кадр из Днепропетровска

Омский вариант фонтана. Источник

Уничтожение сталинградского фонтана видится из нашего времени актом вандализма по отношению к истории города. Если снос фонтанов в Оренбурге, Воронеже или Днепропетровске был делом хозяйственным, то гибель столь яркого и знаменитого образа Сталинградской битвы представляет собой трагедию. Разрушение известного на весь мир памятника и замена его на клумбу говорили не только о полном непонимании сути исторических ценностей и наличии туристического потенциала у «отцов города» тех лет, но и просто об отсутствии элементарной любви к своему городу.

Клумба на месте фонтана. Фото середины 60-х гг.

В 2007 году впервые официально был поставлен вопрос о восстановлении «Бармалея». Проект реконструкции площади разрабатывала омская фирма «Мостовик». Проект достаточно глобальный, предполагающий полную реконструкцию площади. Фонтан располагается на поверхности, а автостоянка (куда же без неё!) перемещается на подземный этаж. Этот проект, кажется, и был ориентиром, но впоследствии его существенно упростили. Непосредственно саму скульптуру изготавливают специалисты художественного училища имени Строганова. Причём пишут, что изготавливается не одна, а две его копии – фонтан до бомбежки и после нее. Первую установят на Привокзальной площади. «Разбомбленный» же экземпляр будет передан музею-заповеднику «Сталинградская битва», планируется его установка рядом с Домом Павлова.

Первоначальный план реконструкции площади. Опубликован в марте 2012 г. в журнале «Проект Нижняя Волга»

В наше время фонтан уже один раз восстановили — на площадке киностудии на съёмках нашумевшего фильма Ф. Бондарчука

Между тем, на Привокзальной площади начались работы. Так это выглядит на второй день после их начала

Хорошая ли это идея – восстановить «Бармалея»? Судя по тому, что написано в интернете – подавляющее большинство авторов идею поддерживают. Действительно, площадь станет интереснее, появится ещё один туристический объект. Но, с другой стороны, новодел всегда останется новоделом. Всегда будет ясно, что это – не «тот самый» фонтан, а лишь его приблизительная, воссозданная по старым чёрно-белым фотографиям, копия. Тень прошлого.

 

Точное расположение фонтана на Привокзальной площади с прилегавшей к нему площадкой, увязанное с современными объектами можно посмотреть на нашей интерактивной карте.