Загадки рельсов Детской железной дороги
Загадки рельсов Детской железной дороги

Загадки рельсов Детской железной дороги

Старые рельсы, уложенные когда-то в пойме Царицы почти не привлекают внимания. Короткая узкоколейка на заросшем пустыре, безлюдное место в 300 метрах от городской администрации. Никто из редких прохожих никогда не нагнётся и не посмотрит — а что там за рельсы лежат? На выходных поползал вдоль дороги на четвереньках и нашёл много интересного.

 

Рельсы, из которых собрана дорога — все разные. Много советских, произведённых уже в послевоенный период. Но среди них попадаются просто уникальные вещи. В некоторых местах стоит нагнуться, чтобы увидеть такое:

 

«К.З. КН. БЕЛОСЕЛЬСКОГО. IV МЦА 1903 ГОДА».

 

Именно таких рельс — несколько штук. Мне удалось изучить детально только малую часть пути, но даже на этом коротком участке — целых три разных типа дореволюционных царицынских рельс, чудом сохранившихся и нашедших приют здесь, на этой крошечной железной дороге.

Немного поработав над типами маркировок дореволюционных заводов, более-менее удалось идентифицировать все три обнаруженных типа. Давайте рассмотрим их поближе.

 

1. Рельсы князя Белосельского

 

 

 

Сокращения расшифровываются следующим образом: Катавский завод князя Белосельского. Произведён в апреле 1903 г. До революции в России была широко известна фамилия князей Белосельских-Белозерских. Им принадлежал роскошный дворец в Петербурге, у Аничкова моста. Князья владели несколькими заводами на Урале, в местечке Усть-Катав (там было два завода — Усть-Катавский и Катав-Ивановский). Изготавливаемые там рельсы использовались при строительстве железных дорог преимущественно в Центральной России и в Поволжье. Часть продукции реализовывалась заграницу (в Великобританию) — так что похожие рельсы ещё до сих пор можно наверняка встретить где-нибудь в Йокршире. Рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатный станы, установленные на заводах, были закуплены в Бельгии. Таких рельсов на нашей волгоградской ДЖД достаточно много.

 

2. Рельсы Южно-Русского Днепровского Металлургического завода

 

 

Этот завод маркировал свою продукцию аббревиатурой «ЮРДМ». Завод располагался в городе Екатеринославе, ныне — Днепропетровске.

 

Наш рельс был произведён на этом заводе в июле 1912 г. Мне удалось обнаружить его в единственном экземпляре. Не исключено, что его «родственники» есть дальше, на остальной части пути.

 

На старинных фотографиях завод выглядит так:

 

Его рельсовых цех:

Вот отсюда, из этих стен, и вышел наш столетний «друг», лежащий сейчас в пойме Царицы. (Источник фото).

 

3. Рельсы Нижнетагильского завода Демидовых

 

Рельс произведён в августе 1916 г.

 

 

 

Выглядел этот завод так:

 

 

Вот такие уральские сувениры.

 

Возникает, разумеется, вопрос, откуда все эти старинные рельсы взялись тут, на волгоградской детской железной дороге, построенной в конце 70-х годов? Ответ, скорее всего, лежит на поверхности. Эти рельсы сюда ниоткуда не привозили, они лежат примерно на этом же месте с тех самых лет, о которых свидетельствуют их маркировки. До революции (да и до войны) набережная Царицына представляла собой цепочку грузовых пристаней, вдоль которых протянулось железнодорожное полотно.

 

 

Снимок сделан приблизительно напротив входа в здание современного Речного вокзала. Впереди в центре кадра виднеется сохранившееся здание водокачки. Как видно, вдоль набережной тянулось сразу несколько железнодорожных путей. Строились они, разумется, в разное время и комплектовались рельсами различных производителей. Вполне возможно, что какие-то запечатленные на этом снимке рельсы до сих пор используются ДЖД.

Вид сверху. Хорошо различимы два пути

После войны железнодорожные пути на набережной восстановили, но не для промышленных перевозок, а для узкоколейной Сталинградской Детской железной дороги. После войны дорога проходила вдоль всей центральной набережной. С очень высокой вероятностью можно предположить, что рельсы для строительства ДЖД ниоткуда не привозили, а использовали сохранившиеся по окончании Сталинградской битвы — то, что когда-то укладывали здесь ещё царицынские купцы. В концу 70-х годов ДЖД на набережной ликвидировали, перенеся её в пойму Царицы. И опять-таки, судя по находкам, рельсы просто перевезли с набережной в пойму и заново уложили здесь. Выходит, что за сто лет одни и те же рельсы переложили трижды, но всякий раз — примерно в одном и том же месте.

 

Остаётся только двигаться дальше и искать новые живые артефакты там, где когда-то лежало дно реки Царицы.