Царицынские пристани
Царицынские пристани

Царицынские пристани

Попалась редкая фотография Царицынских пристаней (ну, по крайней мере, я её увидел впервые).

Снято с Зацарицынской части, фотограф стоял где-то недалеко от современного «Гасителя», скорее всего с какой-нибудь крыши пристани. Вдали виднеются три церкви. Та, что правее — Свято-Троицкая церковь, построенная в 1720 году. Левее неё, на переднем плане — Иоанно-Предтеченская церковь 1664 года постройки (она стояла не там, где сейчас, а чуть ближе к Волге, к совр. ресторану «Маяк»). За ней (на кадре сливаясь с ней) — Успенский собор, построенный в 1718 году — главный храм Царицына на протяжении двухсот лет — вплоть до открытия Александро-Невского собора. Кстати, стройка самого Александро-Невского собора чуть видна по левому краю фотографии.

Да, Волга имела немного другой вид, чем сейчас!

Конечно, главный речной и железнодорожный груз Царицына — это лес. Его везли с Камы, Вятки, Чусовой (в навигацию приходило по несколько судов с лесом в день) и отправляли дальше. Крупнейшие царицынские купцы (те же Шлыковы) — лесоторговцы. Но были и другие грузы. Недавно мне попалась статистика грузооборота муки в 1908 году (по главным пристаням Саратовской губернии), тыс. пудов.

 

Отправлено вверх

Отправлено вниз

Сарепта

2354

0

Царицын

4503

1256

Дубовка

516

231

Камышин

3058

386

Саратов

4007

4983

Вольск

150

344

Хвалынск

490

49

Как видно, по отправлению муки вверх, Царицын — даже крупнее Саратова, вниз — второй. На третьем месте — Камышин.

И такие огромные грузообороты шли без строительства какого-то систематически организованного речного порта. Впрочем, Царицын развивался очень быстро…