Фото 1. Вид на начало улицы Гоголя. В современном Волгограде эта улица находится на том же месте. Чуть правее дома с зелёной крышей (в центре кадра) — современное здание Главпочтамта.
К сожалению, все виды дореволюционного Царицына, дошедшие до нас в цвете — это чёрно-белые снимки, раскрашенные уже потом, специально для издания их в виде открытки. Хотя цветная фотография в те годы уже существовала. В те годы по России странствовал главный «цветной» фотограф того времени — С.М. Прокудин-Горский. Но он, к сожалению, до нашего города не доехал. Кроме Прокудина-Горского весьма распространены были цветные фото, создаваемые методом автохрома. Фотоматериалы были в России в доступной продаже с 1907 года, а во многих городах существовали целые общества автохромистов, снимавших на пластинки фирмы Люмьер. Наверняка какие-то снимки делались и в Царицыне, но частная фотография той эпохи до нас практически не дошла и подавляющее большинство снимков Царицына — дают нам именно открытки.
Фото 2. Гостиница «Столичные номера», на остатках стен которой воздвигнута гостиница «Волгоград». Вид с современной Аллеи Героев
Главным недостатком цвета на открытках является то, что наводили этот цвет на чёрно-белую фотографию вручную. Делалось это, в том числе, и в самом Царицыне. Например, магазин «Труд» предлагал к продаже открытки собственного изготовления, прототипы которых раскрашивались его же сотрудниками. Красили обычно анилиновыми красками. Все недостатки такого расцвечивания — налицо. Краски нанесены, зачастую, грубо, выборочно. Цвета, кстати, далеко не всегда соответствовали оригиналу, хотя ошибки здесь всё же редки.
Фото 3. Дом Шешминцева на ул. Московской
Вот, к примеру, фото дома Шешминцева на ул. Московской. Раскрешено качественно, но видно, что здание на заднем плане покрашено весьма условно. Но вообще цвета хорошие, передают ощущение.
Цвета в Царицыне были довольно шаблонными. Большинство каменных зданий строилось из красного кирпича, далее стены (не всегда) красились в какой-то цвет. Крыши, большей частью, красились в зелёный.
Фото 4. Дома — белые, крыши — зелёные. Собор не крашенный, он — из красного кирпича. Снимок сделан с пожарной каланчи, радующей своим видом и сегодня.
Крупное здание в правой части кадра — «Столичные номера» с фото 2. Цвет, как видно — тот же. А вот обратите внимание на дом по левому краю кадра. У него зелёная крыша (с башенкой) и белые стены. Сравните с фото 1. Там он — тоже слева (это — дом Лапшина, будущий Дом Красной армии). Там у него крыша серо-синяя, стены — бежеватые. Ошиблись красильщики? Или дом перекрашивали?
Фото 5. Ещё крыши. Та же серия, что и предыдущий снимок, но снято левее (ещё левее будет вокзал).
Вот тут ещё одно несоответствие. Обратите внимание на большой дом в правой части кадра. Это — задняя часть гостиницы «Люкс» (громадный!). На фото 1 он же — по улице Гоголя, стоит третьим от дома Лапшина (который с башенкой). Как видно, там он — желтоватый. Возможно, здесь он снят на стадии строительства.
Фото 6. Ещё один вид с каланчи, но теперь — в сторону железной дороги.
На месте Армянской церкви теперь — стадион «Динамо». А вот переезд остался на месте, причём почти в неизменном виде. Правее центра виден Казённый винный склад №2, который в Волгограде был ликёро-водочным заводом и который сохранился до наших дней. Вдали виднеется условно-сохранившийся Свято-Духов монастырь.
Фото 7. Свято-Духов монастырь
От этого большого комплекса зданий сохранилось очень немногое. Остатки здания, стоящего справа — сохранились в виде оштукатуренной стены-забора на Второй продольной — это стало известно только когда стену начали ремонтировать и сняли старую штукатурку. Прелюбопытные открылись виды! Но потом всё снова заштукатурили.
Фото 8. Это — сама пожарная каланча, с которой были сделаны три кадра (4, 5, 6).
Крыша — тоже зелёная, а вот раскраска у здания непростая. Отдельные части — покрашены в белый цвет, отдельные — или не покрашены, или покрашены в рыжий. Кстати, современная красно-жёлтая раскраска, судя по этому фото, не имеет ничего общего с исторической.
Предлагаю вернуть исторический цвет каланче!
Фото 7. Собор Александра Невского
Цвет собора абсолютно идентичен цвету с фото 4. Вероятно, полностью соответствует действительности.
Цветные открытки — особый, очень интересный объект для изучения истории Царицына. Они показывают нам город таким, каким его видели горожане того времени — не чёрно-белым, а ярким и живым. Хорошо, что и у нас есть возможность хотя бы одним глазком увидеть то, каким был наш город когда-то.