Автор — Денис Жабкин
История Саратова неразрывно связана с производством. Сразу после мучного по значимости и вкладу в экономику города стояло маслобойное.
До появления паровых двигателей в маслобойном производстве использовался ручной труд и конная тяга. Однако техническая модернизация вытеснила с рынка неэффективные фабрики. Из 40 фабрик к началу ХХ века осталось около 10 предприятий.
Работали маслобойные заводы не круглый год. Неквалифицированными рабочими чаще всего были крестьяне из сел губернии. Нанимались они в начале осени, когда на фабрику завозилось сырье, и работали до марта-апреля. Получив расчет, отбывали в деревню, успевая к началу сельскохозяйственных работ в селе.
Самыми крупными владельцами фабрик до революции были Шумилин, Калашников и Ляхов. Фабрика Шумилина, о которой пойдёт речь, дожила до начала XXI века, не меняя свое назначение.
Маслобойный завод Шумилина, 1902 г.
Основал предприятие Иван Иванович Шумилин, бывший крепостной крестьянин, выбившийся в купцы. Вместе с сыном Александром они купили у вдовы купца Артамонова, маслобойный завод на пересечении Астраханской и Цыганской улиц (ныне Кутякова) на замену своей небольшой фабрики.
В 1894 году Александр Иванович Шумилин становится единоличным хозяином маслобойного и поташного завода, корпуса торговых лавок на Верхнем базаре, и фруктового сада отца.
После покупки новые хозяева дважды переоснащали завод новым оборудованием. Главная статья производства: масло подсолнечное, льняное, конопляное, колоб таковой же и олифа. Кроме этого, продавали отходы производства: муку льняную, фильтровую грязь, старую олифу и масло, смеси питательные экстракционные.
Заказы Шумилину шли не только из ближних деревень и уездных городов, но и со всей России и даже заграницы. К примеру, заказчиками фабрики были: Сорокина, Ярославль; оптово-розничная торговля бакалейными, кондитерскими и прочими товарами братьев Сафаровых, Темир-ХанШуре Дагестанской области; завод минеральных красок Милло Фрелиха, Марсель (Франция); торговый дом «Эккерт», Лейпциг (Германия); кондитерская торговля Г. С. Лупилова и братьев Гинденбург, Полтава и многие другие…
В канун Первой мировой войны на фабрике работало более ста человек. О том как много разных специальностей требовалось можно судить по финансовой документации. Больше денег за работу получали аппаратчики, вальцовщики, фильтровщики, масловары, закладчики, чашечники, формовщики, кузнецы, слесари, токари, бондари. Менее оплачиваемый труд (в 2-7 раз) бы у обдирал, возчиков, выгружал, обрезал, таскальщиков, пылил, дворовых, подручных, истопников и кухарок.
Маслобойный завод в 60-е гг.
Хозяин фабрики с 1897 года являлся членом Городской Думы, членом учетно-ссудного комитета Саратовского отделения Государственного банка, с 1898 – членом биржевого комитета. Дважды удостаивался золотыми медалями на Станиславской и Аннинской лентах.
Александр Шумилин состоял в попечительских советах Коммерческого училища, глухонемых, и Саратовского общества пособий бедным. Он регулярно перечислял деньги на содержание детского приюта, богадельни, чайной-столовой для сирот и больных.
Маслозавод Шумилина в 70-е гг.
Жил вместе с семьей при фабрике. Дочь Нина и сын Николай учились в саратовских гимназиях. После выпуска Николай закончил Петербургский Политехнический институт и в советское время работал инженером в Ленинграде. Погиб в блокаду в 1943 году.
В 1910 году Александр Шумилин начал строить собственный двухэтажный дом на Большой Казачьей (дом №14 между Вольской и Горького) – с 1911 года в список расходов фабрики добавилась статья «на постройку дома».
Дом Шумилина на ул. Б. Казачьей, 1970-е гг.
Особняк Шумилина был построен в стиле неоклассицизма. Тогда это было своеобразное противопоставление популярному в те времена модерну. Использование классических пропорций, прямых геометрических линий, украшения в виде листьев, фронтоны, античные элементы. В похожем стиле в Саратове были построены университетские здания, школы-дворцы, гимназия Куффельд (Первомайская, 75), особняк врачей Соколовых (Советская, 57). Возможно, что архитектор был столичный.
Помимо основного здания были выстроены каретник, гараж, ледник, флигель для проживания прислуги.
В 1914 году вся семья переехала в новое жилище. После революции следы Александра Шумилина теряются. Возможно, он уехал из Саратова. Завод Шумилиных был национализирован и стал называться «Национализированный маслобойный завод №1 бывший Шумилина», потом просто «Маслозавод №1».
В 1976 году предприятия Саратовский, Аткарский, Аркадакский, Балашовский и Хвалынский маслозаводы образовали производственное объединение «Саратовмасложирпром», головным предприятием которого стал саратовский маслозавод. В конце 1992 года на его базе было образовано закрытое акционерное общество «Янтарное».
Маслозавод незадолго до сноса, 2000 г.
В начале XXI века старейший саратовский маслозавод был закрыт и снесен. На его месте в 2010 году открылся торговый центр.
Особняк Шумилина на Большой Казачьей в советское время занял Кировский райком. Сегодня в нем располагается администрация Кировского района г.Саратова.
Источники:
1. В.И. Давыдов, В.Н. Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., Саратов: 2008
2. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов: 2006
3. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. Саратов: 2008
4. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
5. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)