История Саратова знает одну известную фамилию, которую в нашей стране слышали абсолютно все, ставшую фольклорной, а когда-то бывшею обыкновенной фамилией крупного городского купца. Эту историю и сегодня хранит замечательный дом по ул. Первомайская, 78, входящий в число ярких достопримечательностей Саратова. Впрочем, обо всём по порядку.
Первомайская, 78 в наше время. Фото Глеба Волкова
Кузнецов строит дом
В 1867 году на углу улиц Никольской и Царицынской (нынешние Радищева и Первомайская) купцом Иваном Герасимовичем Кузнецовым строится здание. По всей видимости, первоначально Кузнецов имел на построенный им дом собственные планы. С 1871 года он – купец Первой гильдии, крупный домовладелец, занимавшийся торговлей чаем, кофе, сахаром и разными колониальными товарами. Во вновь построенном здании он располагает собственный магазин, торгующий шёлковой, батистовой и обыкновенной сарпинкой, кашемиром и бумазеей, готовым бельём. Однако, дом получился слишком большим и значительную часть его помещений Кузнецов начинает сдавать в аренду, так что почти вся дореволюционная история здания связана со сдачей в аренду.
На фото конца XIX века здание выглядит не вполне узнаваемым, поскольку позднее было частично перестроено
На первом этаже здесь располагаются магазины. Из магазинов в конце XIX века здесь работают большой мануфактурный магазин саратовского купца Фирса Сорокина, фарфоровый и фаянсовый магазин купца Михаила Черномашенцева, магазин оптических принадлежностей Богатырева. Второй же и третий этажи с 1874 г. снимает гостиница «Европейская». «Европейская пробудет здесь недолго, уже в 1878 году она переходит к татарским содержателям Девишеву и Таканаеву и с тех пор именуется «Татарская гостиница».
Вывески поменялись, но здание пока всё то же
Впрочем, останавливаются здесь далеко не только татары. Летом 1889 года здесь гостит писатель В.Г. Короленко, в то же время здесь ночует в вернувшийся из ссылки Н.Г. Чернышевский. 18 августа 1889 года они встречаются здесь же, в этом здании.
Затем здание меняет арендаторов. В 1907 году сюда въезжает Вторая женская гимназия Саратова (начальница – Анна Давыдовна Куфельд). Гимназистки проучатся здесь недолго – уже в 1914 г. гимназия переедет в другое место.
Явление Бендера
Широко известное, благодаря грандиозному произведению Ильфа и Петрова имя великого комбинатора Остапа Бендера – это ещё одна история Саратова, связанная с этим зданием. Только в 1895 году появляется здесь не Остап, а Андрей Иванович Бендер. Андрей Иванович был совершенно не похож на книжного мошенника Остапа, но, как считается, именно он послужил прототипом героя знаменитого романа.
Андрей Бендер
Итак, судьба здания И.Г. Кузнецова начинает постепенно меняться в 1895 году, когда в череде очередных арендаторов появляются купцы Степанов и Бендер, которые размещают здесь свой Торговый дом. (Степанов впоследствии, с 1901 г. создаёт собственный Торговый дом и сарпиночную фабрику в Тулупном переулке). А.И. Бендер, после ухода отсюда Степанова, начинает арендовать большую часть здания.
Ведётся перестройка здания. Сверху и по фасаду пристраиваются многочисленные декоративные элементы, в левой части — устанавливают льва, но он пока закрыт
Андрей Бендер, по происхождению немец, являлся выходцем из немецкого села Бальцер (Голый Карамыш). Первоначально Бендер занимался перепродажей сарпинки (немцы Поволжья изготавливали её в больших количествах кустарным способом), а впоследствии создал собственную раздаточную контору с тремя ткацкими мастерами. Бендер переходит от перепродаж к собственному производству, которое ему удаётся довести до серьёзного уровня: на его фабрике трудится около 250 рабочих. В 1907 г. он строит в Бальцере ткацко-аппретурную фабрику, оснащенную по последнему на тот момент слову техники, которая сразу стала одним из крупнейших предприятий отрасли во всей Саратовской губернии. Отделения его торгового дома открываются по всей России – в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. Бендер приобретает красильную фабрику, открывает крупные магазины готового платья со штатом в 50 человек (!). Рядом с фабрикой в Бальцере у Бендера был собственный особняк, в котором он, после начала дел в Саратове, практически не жил, а лишь бывал изредка, наездами. В особняке этом до недавнего времени размещался техникум легкой промышленности, а на фабрике – производственные мощности ЗАО «Евразия».
Март 1953 г. Умер Сталин. Льва снова не видно
Соответственно, и в Саратове, Бендер занимался, главным образом, торговлей тканями. В доме Кузнецова, по соседству с гимназией, он открывает магазин по торговле изделиями из всё той же сарпинки, а также «красным» товаром – сукном, шерстью, мехами. К началу десятых годов ХХ века Бендер разбогател: годовые обороты его магазинов и предприятий достигли нескольких миллионов рублей, он стал одним из крупнейших купцов Саратова. Бендер владеет несколькими зданиями в городе (усадьбой на совр. ул. Шевченко, 10, домом по ул. Московская, 125). В доме Кузнецова он покупает дело соседа – Фирса Сорокина, а в 1911 году – выкупает и само здание. К этому времени Ивана Кузнецова уже не было в живых, а его имуществом владел сын Василий.
Явление Остапа
Забегая вперёд, зададимся вопросом, откуда же взялся Остап Бендер? После революции по Саратову ходила легенда, будто бы однажды, ещё на заре своей карьеры, Бендеру поручили перевезти из Бальцера в Саратов крупную сумму денег. Денег Бендер, якобы, не довёз, объяснив, что у него их украли. Расследование дела ни к чему не привело и Бендер продолжил заниматься своими делами. В августе 1925 года в Саратов, в качестве журналиста газеты «Гудок» для освещения тиража IV крестьянского выигрышного займа, который проводился на агитационном пароходе «Герцен», приплывает Илья Ильф, один из «отцов» Великого комбинатора. Предполагается, что именно во время своего пребывания в Саратове, он и услышал эту историю. Насколько данная версия соответствует действительности, как в части пропажи денег, так и в части того, что её услышал в Саратове Ильф – остаётся неизвестным. Впрочем, как бы там ни было, купец Первой гильдии Андрей Бендер в Саратове был человеком уважаемым и прожжённым мошенником точно не был, но влияние наступившей советской эпохи допускали и такие смысловые перевороты.
Появление льва
Даже беглого взгляда на фотографии здания той поры достаточно, чтобы заметить, что дом на тот момент был сильно не похож на нынешний: лев, одна из достопримечательностей Саратова, отсутствовал, как и многие другие украшения. Появляется он на фасаде только в 1914-1915 гг., после большой реконструкции, проведённой Бендером. Архитектором, занимавшимся реконструкцией был В.К. Карпенко, скульптуры и барельефы выполнял скульптор Н. Волконский, а непосредственно льва ваял лепщик В.К. Фёдоров (до этого – оформитель фасадов Императорского Николаевского университета). Лев задумывался, разумеется, не просто так, а как символ могущества и богатства хозяина здания – Андрея Бендера. К сожалению, богатство это прожило недолго, как и у всех – до Революции.
Тот самый лев. Фото Александра Куликова
Революция
Разумеется, после революции здание было национализировано. Бендер уезжает из Саратова в Бальцер и живёт там какое-то время. Здание же в 1920-е годы вновь становится жилым: здесь размещается общежитие Рабфака. В 1930-е гг. здание передают Городскому Совету депутатов трудящихся, который, фактически, и занимает здание до сих пор, став позже Советом Народных депутатов, а ещё позже – Городской Думой.
Замечательная скульптурная группа над входом с ул. Первомайской. Вид, правда, портят провода и ржавый кондиционер (фото ноября 2016 г.). Фото Олега Димитрова
Саратовский герб под звездой на фронтоне на ул. Первомайскую. Фото Олега Димитрова
Фасад на ул. Радищева. Фото Олега Димитрова
Льва окружают кадуцеи. Этот символ встречается и на других исторических зданиях Саратова
Фото Александра Куликова
Фасад на ул. Первомайскую также обращён и на площадь Столыпина с памятником великому преобразователю России. Фото Олега Димитрова
На сегодняшний день здание входит в число ярких достопримечательностей Саратова, стоящим на видном месте и привлекающим к себе большое внимание всех гостей города.