С началом переселения на Нижнюю Волгу немцев в окрестностях Царицына появились первые католики. С тех пор их число постоянно увеличивалось. К началу XX века оно составляло около 600 человек. В конце XIX века возник вопрос о строительстве собственного храма. И вот, в 1899 году на углу Оренбургской (ныне Пражской) и Вологодской улиц появился новый храм. Проект, по которому строился костёл, был разработан для другого места и должен был появиться в Плоцкой губернии (Царство Польское), однако реализован был, с разрешения Синода, в Царицыне. Первоначально это был храм Пресвятой Девы Марии. Церковь работала до 1934 года. Окончательное закрытие храма произошло в 1935 г. Известны имена настоятелей церкви: Э. Симон (1910-1912), А. Белякевич (1913-1925), И. Циммерман (1927-1930).
Впрочем, это – стандартная, общеизвестная история. В ней имеются неточности и не вполне понятные места. Во-первых, совершенно ясно, что подобного рода здание, особенно в XIX веке никогда не возводили за один год. Совершенно ясно, что строительство велось несколько лет, а судя по газетным сообщениям того периода – практически до самой Мировой войны. Во-вторых, не всё было так гладко…
Часть города, в которой стоит храм, в дореволюционные времена состояла из небольших зданий, в основном из частного сектора. Примечательно, что не сохранившаяся улица Вологодская шла мимо стены с колокольней. Сейчас же колокольня смотрит во дворы.
Вот сообщение, обнаруженное мною в газете «Царицынский вестник», которая в сентябре 1912 г. писала: «8 сентября в строящемся здании нового костёла (выделено мной) под председательством ксендза Шнейдера состоялось собрание прихожан для выбора двух старост и двух к ним кандидатов. Священник Шнейдер доложил о том плачевном положении, в каком находится костельное хозяйство, в руках Волк-Ланецкого. По словам священника, все вещи приходские: мебель, посуда, утварь – находятся без всякого контроля у г-на Волк-Ланецкого и он ими распоряжается по своему произволу. Так же дело обстоит и с денежными суммами, поступающими на постройку нового храма. Поэтому, по мнению священника, вместо Волк-Ланецкого необходимо выбрать нового человека и установить над ним контроль. В старшины было предложено двое: секретарь Государственного Банка г. Окшевский и часовых дел мастер Бейнарович. Собрание постановило: ввиду отсутствия в данное время г. Волк-Ланецкого, который не может вследствие этого дать объяснение, собранию в взводимых на него священником Шнейдером обвинениях, выбор новых старшин отложить. Но этому воспротивился священник Шнейдер, говоря, что нет причины откладывать собрание, так как членов собралось в достаточном числе, что на разрешение нового собрания придётся приложить много стараний и хлопот, что связано с большими трудностями. Кроме того, он уже не хочет в случае разрешения вторичного собрания участвовать в нём. Собрание, на котором присутствовало до 60 человек, обо всём этом решило написать в Саратов священнику Климашевскому, который состоит заведующим царицынского костёла и просить у него совета. Это дело поручено г. Окшевскому и Бейнардовичу».
Интересно то, что настоятелем костёла был не царицынский священник, а саратовский. Франтишек Ксаверий Климашевский был настоятелем кафедрального католического собора в Саратове. Таким образом, царицынский костёл фактически был вторым по значимости католическим храмом во всей Саратовской губернии (епархии). (Подробнее про Ф.К. Климашевского можно почитать здесь.
После революции, Католическая церковь стала подвергаться гонениям наряду со всеми прочими, хотя и продержалась немного дольше – разгром большинства православных храмов происходил в 1929-1932 гг. (Про гонения на католических священников в Сталинграде – цикл небольших статей здесь). После закрытия, церковь переоборудовали под клуб. С северной и южной стороны к храму были сделаны пристройки, внутри устроено перекрытие и оборудован второй этаж.
В ходе Сталинградской битвы здание было сильно разрушено. В 1943-1947 гг. Управлением строительно-восстановительных работ Сталинградского отделения железной дороги здание было восстановлено и 31 декабря 1947 г. в нём был открыт клуб железнодорожных строителей с народным театром. В 1949 г. перестроен в клуб им. Жданова.
Вид храма после перестройки 1949 г. Полностью разобран шпиль колокольни, большое круглое окно заложено, в нём расположена надпись «ЖД клуб им. Жданова».
Дальнейшая судьба здания печальна и заставляет задуматься об эффективности тогдашних руководителей города. Капитальное здание, стоящее в центре большого города… забросили! В связи с чем это случилось – сказать сложно. Вероятно в связи с передачей здания от железной дороги городу. В здании собирались разместить то кукольный театр, то центр технического творчества молодёжи. Фактически же оно выглядело плачевно и если бы не падение Советской власти – его вполне могла постичь бы участь дома Миллера в пойме Царицы или дома Лапшина на Волгодонской улице – снос.
На фото хорошо видны пристройки справа и слева. Шпиль колокольни снесён.
От слова «Жданова» осталось только «…ова». Послевоенные пристройки исчезли уже тогда: слева пристройки нет вообще, справа – только бетонный каркас.
В 1991 году принимается решение о возвращении здания законному хозяину – Католической церкви. С того момента началось восстановление храма. 18 октября 1992 г. католический архиепископ Т. Кондрусевич освятил сначала часовню, а 4 мая 1998 г. – вновь отстроенный при участии специалистов из Австрии и Германии храм, который теперь стал храмом Святого Николая. В алтаре храма помещены частицы мощей св. Николая, привезенные из г. Бари. В алтарной части храма находится образ знаменитой «Сталинградской мадонны» — копия с рисунка К. Ройбера, сделанного углем на бумаге рождественской ночью в дни битвы за Сталинград.
(подробно почитать про Сталинградскую Мадонну можно, например, здесь).
По оценкам самих католиков их община составляет около 500 человек – число почти не изменилось за прошедшее столетие.
Современный храм
Современный храм полностью отремонтирован…
…хотя уже нуждается в новом ремонте.
Вид со стороны бывшей ул. Вологодской
Колокол на восстановленной колокольне
В Рождественские дни
Католическому храму, конечно, очень повезло. Глядя на его образ невольно вспоминаешь другое, похожее на него здание Царицына — кирху, стоявшую на месте современной областной прокуратуры, пережившую Сталинградскую битву, но не пережившую послевоенное восстановление города…