Пять жизней Общественного собрания
Пять жизней Общественного собрания

Пять жизней Общественного собрания

В течение 60-70-х годов XIX века Царицын стремительно превращается из захолустного городка, затерявшегося в поволжских степях, в мощный транспортный узел и индустриальный центр юга России. Вместе с огромным ростом населения города увеличивается и прослойка людей, интересующихся культурой, театром, музыкой. В основном эти интересы представлены в те годы у тоненького слоя городской интеллигенции и у купцов. Купеческая Россия того времени слабо отличается от быстро росшего в Америке класса предпринимателей. Биографии царицынских (да и не только) купцов – это почти сплошь истории фантастического успеха мелких торговцев, каменотёсов, разнорабочих, сумевших начать своё дело и в считанные годы стать миллионерами.

 

 

Культурная жизнь Царицына, ещё вчера больше похожего на деревню, разумеется, слабо организована. Одним из первых «светочей» этой организации становится Общественное собрание, основанное в 1870-м году.

 

Общественное собрание  возникает 22 ноября 1870 года. Сначала это – просто клуб, неформальное объединение, не имеющее своего помещения и определённой цели – место для встреч, обсуждения деловых вопросов, общения, отдыха. Основатели клуба – инженер Хлуденев, ротмистр А.Н. Корбутовский, участковый мировой судья Егор Попов, инженер, коллежский секретарь Зилов, архитектор Максимилиан Арнольд и почётный гражданин, купец И.Е. Воронин.

 

Клуб кочует по съёмным помещениям, размещаясь то в доме Калинина, то в доме Сусоколовой, то в доме Репникова, а летом, с открытием «Конкордии» собирается и там. Помимо общения и развлечений, Клуб оказывает благотворительную помощь за счёт сборов от любительских спектаклей, сумма оказанной помощи к 1895 году превышает отметку в 15 тысяч рублей. В тот момент в клубе членствуют такие известные в городе люди как В.Ф. Лапшин, А.А. Репников, И.Е. Воронин, Е.Д. Жигмановский и другие. Клуб растёт, в 1886 году он обзаводится собственной библиотекой, доступной, правда, только членам Клуба. С ростом членов клуба и финансовой обеспеченности, начинает ставиться вопрос о собственном здании.  Вопрос этот возникает в 1898 году. Разумеется, что финансировать большое строительство клуб может только из собственных средств. Возникает предварительный проект, первоначальная стоимость стройки оценивается в 7 тысяч рублей. Место находят выгодное, с видом на Волгу, близко к центру, на улице Крайней. Была только одна маленькая неприятность – это место было на тот момент заброшенным кладбищем. Забегая вперёд, можно отметить, что это именно то самое место, где и сегодня стоит потомок Общественного собрания – современный театр Музыкальной комедии.

 

Улица, от которой ныне остался короткий безымянный проезд между зданием Музкомедии и парком, называлась Крайняя потому, что когда-то она проходила вдоль городской стены и была последней улицей в городе в северную сторону. Ну а прямо за городской стеной, располагалось Бутырское кладбище, – возможно самое первое в Царицыне. Оно было заброшено в очень давние времена, когда чуть дальше, за нынешней линией улицы Комсомольской, начал формироваться Бутырский форштадт. К концу XIX века про кладбище это практически забыли, от него осталось лишь незастроенное место, пустырь, на котором выстроили девичий приют и Общественное собрание. К 1899 году, когда проект здания был уже окончательно готов, его сметная стоимость оценивалась в 13 тысяч рублей. Несмотря на то, что деньги были большие, а итоговая стоимость стройки в два с лишним раза превысила первоначальный расчёт и составила 17 679 рублей 34 копейки, здание построили быстро. 12 апреля 1899 года его уже принимала городская комиссия, оценивавшая его безопасность и пожаростойкость. 20 апреля 1899 года состоялось торжественное открытие. Священником Арсением Соколовым был отслужен молебен, пел хор расположенного по соседству детского приюта.

 

Первое здание Общественного собрания было деревянным и одноэтажным

 

Впрочем, несмотря на авторитетную комиссию, проверявшую здание в том числе и на пожарную безопасность, просуществует это здание совсем недолго, всего три года.

 

7 сентября 1902 года, в 17 часов 30 минут в здании случился пожар, от которого сгорели помещения летнего театра, буфет, отдельные кабинеты, основное помещение Клуба. Пожар тушили пожарные всего города, в том числе приехали сюда и команды из 2-й части города, брандмайстер которой Жадаев сильно пострадал при тушении. К счастью для Клуба здание было застраховано в страховом обществе «Россия» на 14500 рублей. Члены клуба вскоре предложили начать строительство на этом же месте каменного здания, на что и потратить полученные от страхового общества деньги. Главным инициатором нового строительства был член клуба Ф.И. Жданов, инициативу которого большинство членов Общественного собрания поддержало. В пользу нового, пусть и очень дорогого строительства было то, что Клуб слишком большие деньги был вынужден платить за аренду помещений. Купец А.А. Репников на общем собрании, помянув самого богатого в городе купца К.В. Воронина, так и сказал: «Откровенно говоря, хоть Воронин мне и тесть, но платить по пять тысяч в год за помещение нам не по силам». Было решено вложиться по-крупному: в настоящее каменное здание. Поэтому решение «Строить!» было практически предопределено. Контракт на строительство заключили с фирмой И.К. Тимофеева.

 

20 апреля 1903 года, под звуки духового оркестра Бобруйского батальона, произошла закладка нового здания. Основные стены нового здания, несмотря на многочисленные перестройки позднего времени, стоят в Волгограде и поныне. Торжественное открытие – вновь с молебном и хором певчих состоялось 9 ноября 1903 года.

 

 

К моменту открытия на здание было уже потрачено 35 тысяч рублей. При этом оставались долги. Не было оплачено устройство эклектического освещения – ни много, ни мало – 8 тысяч рублей, в кредит купили и мебель и были должны ещё 700 рублей.

 

Основной фасад здания смотрел не на Волгу, как сейчас, а на Крайнюю улицу. Сбоку был устроен большой балкон (как раз с видом на Волгу) и сад. Здание для Царицына тех лет было большим, имело двухъярусный зал на 700 мест. Там регулярно шли спектакли, гастроли, а также любительские выступления. 29 сентября 1909 года здесь проходил концерт Шаляпина. Именно здесь, в 1907 году, открылся первый в городе кинотеатр. Здесь проходили торжественные выпускные акты учеников и учениц городских училищ. 15 августа 1906 года здесь проходили соревнования по борьбе – сибирский борец Кара-Замук боролся с борцом Ярославцевым. Победил Кара-Замук. В здании проходили выставки картин. Наиболее богатые купцы города отмечали здесь важные события в своей жизни, например В.Ф. Лапшин в этом здании праздновал свадьбу своей дочери. Вообще же здание ругали за планировку. Так, «Царицынский вестник» писал 12 декабря 1904 года, что «здание получилось необыкновенно холодным, без известки, с неудобным расположением апартаментов, с узенькими лестницами, с низенькими дверями».

 

Сад общественного собрания – в сторону здания

 

Сад общественного собрания – с той же точки –  вид в сторону Волги

 

Фото, скорее всего, революционных лет. Улица Крайняя. Слева хорошо виден фасад Общественного собрания. Справа – дома, которые снесены, а на их месте сейчас – парк. Фото даёт возможность хорошо «почувствовать» изменение внешнего вида не только здания, но и окружающей его среды, в которой оно первоначально строилось.

 

Зданию были суждены постоянные перестройки и переделки. Например, на фото, сделанном, кажется, в 20-е годы, видно, что к первому этажу главного фасада сделали пристройку, сравняв стену и окна первого этажа с боковыми выступами (в первоначальном варианте этого не было).

 

(Источник: П.П. Олейников. Архитектурное наследие Сталинграда. — В., 2012. — с. 145)

 

Впоследствии на этой пристройке ещё и установят колоннаду, частично сохранившуюся до нашего времени.

 

Дореволюционная судьба здания отчасти продолжилась и после 1917 года. Дом как был общественным местом, так им и остался. Его миновала участь стать административным зданием или быть порезанным на коммуналки – как многие царицынские дома.

 

Гражданская война привнесла в его историю свои следы. В 1918 году здесь размещается сборный пункт для формирующихся отрядов Красной армии. В 1919 году здесь основывается царицынский Комсомол. Потом здесь – снова клуб, но уже не Общественного собрания, а имени Воровского. В начале 30-х годов в центре Сталинграда перестраиваются почти все крупные здания. Переезд в город краевого центра требует от городских властей существенно увеличить площади и сделать дома более соответствующими духу времени. Вместе с другими домами, и это затем здание подвергается масштабной перестройке. В 1936 году здесь открывается Дворец физкультуры и спорта.

 

В те годы, как и в послевоенные времена, строились грандиозные планы, которые при реализации, в связи с необходимостью экономии, упрощались. Первоначальный план перестройки бывшего Общественного собрания впечатлял и выглядел следующим образом (источник):

 

 

В принципе, этот план был почти выполнен, реальность получилась лишь немногим проще:

 

 

Бывший купеческий сад был ликвидирован, вместо него перед зданием возникла площадь, на которой можно было проводить публичные уличные мероприятия. На площадь была устроена парадная лестница. Благодаря этим изменениям, главным теперь (и уже навсегда) стал фасад, обращённый к Волге – что, в общем-то, логично. По проекту здание должны были украшать многочисленные статуи, однако в итоге статуй оказалось лишь две – при входе. Упростилась и главная лестница.

 

Обратим внимание на две детали. Слева, по ул. Крайняя (ставшей в 20-е годы улицей Воровского) между выступающими частями здания возникла колоннада, состоящая из четырёх парных колонн. Это – важный для узнаваемости элемент, сохранившийся до нашего времени. Вторая деталь – скульптуры у лестницы. Они станут известны благодаря нескольким фотографиям Сталинградской битвы.

 

(Источник: П.П. Олейников. Архитектурное наследие Сталинграда. — В., 2012. — с. 145)

Вид лестницы, обращённой к Волге. По обеим сторонам лестницы – гипсовые (скорее всего) статуи, символизирующие физкультуру и спорт

 

Одна статуя изображала девушку с ракеткой, а другая – девушку с мячом. Девушка с ракеткой выглядела так:

 

 

Интересная деталь.  Если присмотреться — на фото справа девушка стоит на круглом основании, а на фото лестницы, где видны обе статуи, она стоит на основании прямоугольном. Как такое может быть? Объяснение, скорее всего, такое. Скульптура девушки была типовой (подобно «Бармалею» на Привокзальной площади) и могла попадаться в разных городах страны.

 

В начале Сталинградской битвы в здании размещается морская бригада Волжской военной флотилии, которая обеспечивала доставку боеприпасов и продовольствия частям 62-й и 64-й армий. Позже дом на некоторое переходит в руки фашистов и оказывается на передовой.

 

 

1942 год. Группа немецких солдат у орудия. На заднем плане – узнаваемая девушка с мячом. Обратите внимание и на кирпичи, сложенные в окне слева. Немецкие солдаты сложили их для защиты при стрельбе из окна.

 

 

1943 год. Битва закончена, город в руинах. В правой части кадра – всё та же скульптура. Немецкого орудия, разумеется, нет уже и в помине, а вот кирпичи в окне всё ещё лежат. Здание, судя по тому, что даже в окна второго этажа видно небо – сильно разрушено, по характеру разрушений, основной огонь вёлся не с Волги (волжский фасад уцелел без серьёзных повреждений, девушка с мячом даже не пострадала!), а со стороны ул. Воровского.

 

Сразу по окончании войны начинается восстановление здания.

 

Недавно опубликованное уникальное фото 1945 года (источник)

 

Если считать первой «редакцией» бывшего клуба Общественного собрания сгоревшее в 1902 году деревянное здание, второй – построенный в 1903 году каменный дом, третьей – то, что получилось в результате перестройки 1936 года, то четвёртая, послевоенная «редакция» полностью переосмыслила всю концепцию здания, полностью изменив первоначальный замысел архитекторов фирмы Тимофеева. Главных отличий (если говорить только о внешнем облике) два: здание расширяют в западную сторону (ту, что противоположна волжскому фасаду) и на север. С волжской же стороны на старый купеческий балкон ставят монументальную колоннаду.

После восстановления 1946 года здание принимает такой вид.

 

 

В четвёртой «редакции» старый клуб Общественного собрания ещё хорошо «читается». Слева мы видим всё те же четыре двойных колонны, ставших теперь, правда, полуколоннами. Видны старые выступающие части стен. Видно и то, что в сторону от Волги здание теперь продолжается дальше. Волжский фасад кардинально преобразился, обзаведясь огромной роскошной колоннадой. Впрочем, старый купеческий балкон, смотревший когда-то в сад Общественного собрания – остался на месте, только теперь вместо скромного навеса над ним возник монументальный портик. Интересно то, что расстояния между колоннами были неравными, крайние колонны стояли друг к другу ближе, чем центральные.

 

Казалось бы, четвёртая «редакция» должна уже была стать, ввиду своей монументальности, окончательной. Однако, нет – появилась пятая «редакция», которую мы уже можем видеть и сегодня. В 1960 году происходит новая реконструкция, которая ведётся по проекту архитекторов И.А. Куренного, И.Е. Фиалко и В.С. Макаренко. Здесь теперь располагается Театр Музыкальной комедии, а само здание приобретает уже современный вид.

 

 

 

Конечно, наиболее бросающееся в глаза изменение – переустройство колонн. Вместо десяти классических круглых колонн теперь – 14 штук. Они сведены в четыре парные группы и в две группы по три колонны, причём крайние колонны имеют квадратное сечение. Слева, на бывшую улицу Воровского по-прежнему смотрят старые полуколонны, надстроенные в 1936 году, однако правее них стена сильно перестроена, удалены все старые дореволюционные ещё окна. Внешний вид старого, тимофеевского Общественного собрания был почти потерян, его можно разглядеть теперь лишь с помощью «промежуточных» фотографий 1950-х гг.

 

 

Остатки былого… Этот фасад смотрит теперь не на улицу, а просто в парк. Ничто уже не указывает на то, что когда-то именно он был главным. От довоенного здания из узнаваемого – парные полуколонны и перекрытие над ними.

 

 

Северный фасад. Этот фасад до войны был совершенно другим (к сожалению, нет ни одного его фото). У колоннады когда-то был выступ, что придавало зданию в плане немного Г-образный вид. Все полуколонны на этой стороне, скорее всего – послевоенные, сделаны чтобы «уравновесить» сохранившиеся на противоположной стене.

 

 

В 90-е годы к зданию сделали страшную пристройку (хорошо хоть догадались покрасить в тот же цвет). Пристройка украсила бы собой любое заводоуправление, но никак не здание, являющееся одной из ярких доминант Волгограда при взгляде с Волги. Хорошо бы при очередной реконструкции театра – снести бы её!

 

 Лепнины на здании мало, но та, что есть – весьма хороша собой

 

Конечно, за три глобальные перестройки здание потеряло свой первоначальный вид. Сегодня только знающий глаз выделит во внешнем виде его дореволюционные, тимофеевские части. Впрочем, это – редчайший, если не единственный пример, когда старое добротное царицынское здание при последующих перестройках не только не ухудшилось, не потерялось и не упростилось, как многие старые дома в нашем городе, но и выиграло.