Железная леди Царицына
Железная леди Царицына

Железная леди Царицына

В начале XX века в Царицыне жила выдающаяся
женщина, сумевшая в считанные несколько лет, начав с простой учительницы
церковно-приходской школы, стать известной в городе особой, которую не любила
общественность, но которой покровительствовали депутаты Государственной Думы и
Министерство народного просвещения…
 

 

К началу XX века в
Царицыне, наряду с начальными училищами и церковно-приходскими школами,
работало и две гимназии – одна мужская (Александровская) и одна – женская
(Мариинская). Между тем, стремительный рост населения города быстро привёл к
нехватке этих учебных заведений. В те годы в России существовали многочисленные
формы частных учебных заведений, однако требования к гимназиям были очень
высокими. Практически все они создавались и функционировали как казённые –
частник не мог себе позволить расходы на учебные заведения столь высокого
уровня при доминировании на рынке государственных цен и низком уровне
рентабельности преподавательской деятельности.

Но было в Царицыне исключение.
Когда к периоду революции 1917 года в Царицыне будет уже две мужские и четыре
женские гимназии, среди них окажется одна – частная. Учредителем и
руководителем этой гимназии была женщина, что вдвойне удивительно для того
времени. Звали её Антонина Михайловна Стеценко.
Первоначально Антонина Михайловна
была в Царицыне учительницей. Преподавала она в Соборной (Успенского собора)
церковно-приходской школе. Было это в 1898 году, правда, преподавала она там
недолго. Уже весьма скоро Стеценко начинает свой собственный путь, отдельный от
уже сложившейся в городе образовательной структуры. 1 сентября 1899 года на
углу Астраханской и Покровской улиц, в доме Иванова, А.М. Стеценко основывает
небольшую частную школу, дающую уроки французского языка и готовящую учеников
(как девочек, так и мальчиков) к поступлению в гимназии и реальные училища.
Дом Иванова на углу Астраханской
и Покровской улиц… А не этот ли роковой дом купит через несколько лет польский
дворянин Александр Щука? См. об этом статью «Роковой дом».
 

Дом на углу Астраханской и Покровской улиц

 
В те годы подобные учебные
заведения были уже не редкостью, в том числе и в Царицыне. В конце 1900 года
школа Стеценко переезжает в дом Мишнина, на Анастасийскую улицу.

Дом Мишнина на Анастасийской
сохранился до нашего времени. И сейчас там, как и тогда – учебное заведение…
 

Дом Мишнина на Анастасийской (ныне — Волгодонской ) улице

Дела у Антонины Михайловны идут
хорошо и с 1 февраля 1901 года она преобразовывает свои подготовительные классы
в частное женское училище с программой министерских прогимназий. О темпе роста
её дела говорят следующие цифры: в начале своей работы, в 1899 году, в школе
Стеценко училось лишь три ученицы. Уже к новому, 1900-му году число учеников
выросло до 11 человек. На момент открытия частного женского училища в нём
числилось 62 ученика. В открытом в 1901 году училище работало 6 преподавателей.
Подготовительная школа также не прекращала своей работы, но в ней осталось лишь
двое преподавателей.
К 1902-1903 учебному году
прогимназия становится женским пятиклассным учебным заведением 1-го разряда, с
пансионом и приготовительным классом, на степени гимназии. Фантастически
быстрый путь за три года – от курсов французского языка с тремя ученицами до
почти что пятиклассной (про)гимназии! В том же, 1902 году, Стеценко переводит
свою будущую гимназию с Анастастийской на Пушкинскую улицу, в дом Ткачёва, где
занимает поначалу, один, верхний, этаж.
Здание на Пушкинской улице тоже
сохранилось до нашего времени. Сейчас там Музыкальная школа №1…
 

Этот дом когда-то и был гимназией Стеценко. Подробно про его историю, современное состояние и внутреннюю обстановку — см. статью «Дом на Пушкинской«.

 
Следующий шаг Стеценко совершает
в 1904 году. 29 сентября 1904 года инспектор народных училищ Саратовской
губернии А.П. Карпов посещает учебное заведение А.М. Стеценко и объявляет там,
что приказом Министра народного просвещения учебное заведение преобразовывается
в пятиклассную прогимназию с правами министерских учебных заведений. Это был
очень важный момент, поскольку такой статус давал право ученицам  прогимназии не держать экзамены за тот или
иной класс, освоенный у Стеценко, при переходе в казённую гимназию. Таким
образом, снимался важный барьер, существовавший при переходе из прогимназии
Стеценко в другие учебные заведения, что в условиях доминирования
государственных школ было очень существенно. Первый выпуск прогимназии
состоялся 19 мая 1905 года, выпущено было 11 учениц.

В конце июля того же, 1905 года,
прогимназия Стеценко преобразовывается в полноценную восьмиклассную женскую
гимназию с правами казённых гимназий, о чём попечитель Казанского учебного
округа тайный советник Слешков уведомил А.М. Стеценко 1 августа 1905 года.
Фантастика! Это была вторая,
после Мариинской – женская гимназия в городе. Вторая казённая гимназия (которая
получит номер «2», а гимназия Стеценко, после этого — номер «3») будет открыта только в 1908 году. А до того времени девушкам
Царицына, желающим стать гимназистками приходится выбирать между Мариинской
гимназией и гимназией Стеценко, которая всего лишь за семь лет до того была
простой учительницей церковно-приходской школы.
К 1908 году Стеценко выкупает всё
здание на Пушкинской улице, становясь его полновластной хозяйкой.
 

Царицынская гимназистка. Наташа Мальцева — будущий заслуженный учитель России
 
К сожалению, мы не знаем теперь
множества деталей истории этого бурного роста. За счёт каких средств Антонина
Михайловна снимала помещения на первых порах, нанимала преподавателей, содержала
штат работников? Известно только, что имела она как влиятельных друзей, так и
ненавистников. Да и человеком она была сложным: её гимназию практически весь
период существования сотрясали конфликты.
Новый 1906-1907-й учебный год
оказался на грани срыва: из гимназии ушли почти все преподавательницы и
классные надзирательницы, и даже законоучитель, священник Покровский. Причина
такого ухода была – нежелание работать с Антониной Михайловной. Был объявлен
срочный набор нового педсостава. Новые преподаватели появились в гимназии к
ноябрю, они приехали из разных городов России, в частности – из Казани.
Гимназия Стеценко – частый объект
жалоб и критики, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей
учениц. Общественное мнение города было настроено против Стеценко. У Антонины
Михайловны – жёсткие принципы. Ученицы, не оплатившие обучение – немедленно
отчисляются. Надо сказать, что задержки по оплате были обычным делом в те
времена, в том числе и в государственных учебных заведениях. Как правило, руководство
гимназий шло навстречу ученицам из бедных семей, допускало отсрочки платежей.
При гимназиях существовали различные общественные организации, собиравшие
пожертвования на оплату учёбы способным гимназистам и гимназисткам, не имеющим
возможности в полной мере оплачивать свою учёбу. Часто о сборах печатались
объявления в газетах, нередко деньгами помогали родители других учеников –
через гимназический родительский комитет. Но в гимназии Стеценко такое не
проходило. Фраза Антонины Михайловны – «Денег нет – не лезь учиться, а иди в
кухарки»
– была в Царицыне притчей во языцех.
А.М. Стеценко жёстко формировала
учебную программу. Так, например, в гимназии был большой объём часов,
выделяемых под рукоделие. Далеко не всем родителям это нравилось. И когда однажды
один из членов родительского комитета на каком-то заседании заявил об этом,
А.М. ответила: «Даже если бы я вздумала преподавать гадание на картах или ловлю
ртом мух по десяти уроков в неделю – то и к этому вам пришлось бы отнестись с
уважением»
. Жёсткий ответ! А могла ли быть другой в те годы женщина, сумевшая
за несколько лет из простой учительницы стать хозяйкой гимназии, выкупить
большое двухэтажное здание в центре города и в полтора месяца обновлять
педагогический состав гимназии?!
Преподавателям не нравилось
другое. Классные надзирательницы, проводившие волю хозяйки, имели права едва ли
не большие, чем преподаватели, что было нонсенсом в те времена. Надзирательница
могла даже прервать урок чтобы сделать какой-нибудь выговор ученице; в классе мог
подняться шум и гвалт, урок оказывался под угрозой срыва. В 1909 году группа
преподавателей вновь заявила об уходе в середине учебного года, однако в тот
раз их удалось уговорить остаться в гимназии до конца года. Уговаривал
преподавателей родительский комитет, а вовсе не хозяйка гимназии.Газеты ругают Стеценко и её гимназию, но Министерство просвещения, отвечая на жалобы приездом различных комиссий — никаких нарушений не находит. Стеценко защищают влиятельные персоны, в том числе — депутат Государственной Думы от Царицына — Розанов.
В
1907 году А.М. решила взять ещё одну высоту – открыть наряду с гимназией ещё и
реальное училище. Это была правильная и выгодная идея. Впрочем, на этот раз
Стеценко не повезло и в следующем, 1908-м году в городе заработало казённое
реальное училище (в доме, напротив её гимназии).
Как бы там ни было, Антонина
Михайловна Стеценко – один из интереснейших персонажей истории старого
Царицына, подробности о жизни которого нам ещё только предстоит узнать.