История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • cтатьи о Царицыне

    Алёна Селиванова. Николай Бондин и его завод

    В октябре-ноябре нынешнего года в Волгограде прошёл городской конкурс среди школьников - "Одна Царицынская история". Как член жюри этого конкурса, я внимательно прочитал все отобранные работы и понял, какой же огромный потенциал нераскрытых знаний о Царицыне таится в семьях горожан, волгоградцев. Наряду с просто замечательными работами, проникнутыми любовью к истории родного города и своей семьи в этой истории, были и целые маленькие открытия, когда я выступал не столько членом жюри, сколько простым читателем, узнававшим для себя что-то новое, о чём раньше приходилось только гадать. В сентябре 2013 г. наш сайт публиковал статью "Люки Волгограда: история с географией", в которой рассказывал о необычном люке завода Н.А. Бондина, который располагался в арке одного из домов на ул. Ленина.

     
    И был вопрос: что это за завод Бондина? Откуда взялся этот люк? Имеет ли он отношение к Царицыну или его привезли сюда откуда-то? И вот теперь, в одной из работ этого конкурса - мы нашли искомый ответ. Ответ скрывался в работе одной из конкурсанток - Алёны Селивановой, которой Николай Александрович Бондин приходится пращуром по материнской линии. Значительную часть её работы и старинные семейные фотографии мы приводим в настоящей статье.

     

     Николай Александрович Бондин в молодости (нач. 80-х годов XIX века)

     

     
    Семейные предания 
    По семейному преданию Н.А. Бондин якобы был владельцем какого-то завода, производившего металлические изделия, в городе Царицыне Саратовской губернии. Моя двоюродная прабабушка и внучка Николая Бондина, Галина Александровна Бондина утверждала, что видела своими глазами канализационные люки с клеймом мастерской Н.Бондина. Однако никаких документов, свидетельствующих о пращуре-заводчике, в семье не сохранилось. Единственное, чем располагал наш семейный архив – несколько дореволюционных фотографий Бондиных.

     

     

     

    Самая ранняя из сохранившихся фотографий Николая Бондина, запечатлела его, как нам кажется, семнадцати-восемнадцати лет. Фотография, что следует из паспарту, сделана в ателье Эрдмана на Московской улице города Царицына. Николай изображен на фоне пейзажного задника с зимним деревенским видом. Он одет в длинное тяжелое темное пальто с каракулевым воротником и каракулевую шапку-кубанку, на ногах, поверх ботинок – галоши, непременный атрибут горожанина вплоть до середины ХХ века. На обороте надпись, сделанная рукой самого прапрапрадеда: «На добрую памят Нюри Безчаст[.] отъ Коли Бондина». Кто эта Нюра – Анна, нам неизвестно. Может быть, фотоснимок не дошёл до адресата, раз остался в семье? Родственники всегда утверждали, что Николай был образованным человеком. Однако я заметила, что в коротенькой дарственной надписи он допустил несколько ошибок, и поняла, что образованность в наши дни и в конце XIX века понималась по-разному: человек из крестьянской или мещанской семьи, окончивший церковно-приходскую школу или реальное училище, считался вполне образованным в своей среде.

     

     Федосья Матвеевна и Николай Александрович Бондины (прим. 1900-1905 г.) 

     


    Особый интерес для нас представляет семейный ростовой портрет Николая Александровича и Феодисии Матвеевны Бондиных. Он сделан в зимнее время, потому что на Федосье Матвеевне и Николае Александровиче зимние пальто. Федосья Матвеевна одета в пальто-ротонду с широким воротником из тёмного блестящего меха, похожего на норку и изящную каракулевую шляпку, украшенную перьями, в ушах можно рассмотреть серьги. О пальто-ротондах я когда-то читала, что они были предназначены для праздничных выездов дам: отсутствие рукавов у ротонды спасало безупречный вид нарядных платьев. Николай Александрович одет в тёплое пальто с каракулевым воротником и в шапку из каракуля. Внешний вид пращуров говорит о том, что они были весьма зажиточными гражданами Царицына. 


    И всё-таки фотографии не давали нам однозначного ответа, был ли Николай Бондин действительно владельцем завода.

    Родословный поиск привёл нас в Государственный архив Волгоградской области. Там мы убедились в том, что наша семейная легенда основана на реальных фактах. В справочниках «Весь Царицын» за 1902 и 1911 годы мы обнаружили рекламные объявления Николая Бондина.

     

     

    Завод Бондина
    В объявлении 1902 года значится: «Механическiй заводъ БОНДИНА, Н.А. Пензенская ул., д. Кирейнова». Реклама, которую мы нашли в справочнике за 1911 год, была более подробной. Из неё мы узнали, что к этому времени Н.А.Бондин уже был владельцем «чугунно-медно-литейного, токарно-слесарного и механического завода». Здесь опять значится улица Пензенская и ориентир – «близъ Никольской церкви», указан телефон №115. Из объявления понятно, что отделение завода находилось в Царицынском затоне. В объявлении также предлагались услуги: «Спецiально ремонтъ пароходовъ, а так же принимаются исправления и постановка двигателей разныхъ системъ».

     

     Дочь Елизавета Николаевна и сын Александр Николаевич Бондины (прим. 1911 год)

     

     

    В архиве же нам предоставили воспоминания А.А.Венц-Букатиной, одной из потомков основателя хутора Букатин на левом берегу Волги Агея Николаевича Букатина. В её записях упоминается о том, что Н.А.Бондин в 1917 году открыл частную ремонтную мастерскую в хуторе. Там работали 4-5 человек наёмных рабочих и два сына.


    Таким образом, стало ясно, что мой пращур действительно был царицынским предпринимателем. Можно было предположить, что его дела от года к году шли всё лучше. К 1917-у году Николай Александрович держал не только завод, но и мастерские. Из книги Ю.И.Ракитина «Пароход на Волге» мы почерпнули ещё один интересный факт – на царицынском заводе Н.А.Бондина в 1903 году был построен пароход «Орлёнок»! Всё это убеждало в том, что мой пращур был довольно успешным предпринимателем.


    Но нам, потомкам, конечно, хотелось узнать о своём предке больше. Например, насколько велико было его основное предприятие? Где оно находилось? Какова его судьба? Из семейных преданий было известно лишь то, что завод был национализирован после революции. После этого события Николай Александрович получил инфаркт и умер.

     

     Александр Николаевич и его жена, Раиса Трофимовна Бондины (прим. 1916 г.) 

     


    Некоторые ответы на наши вопросы мы совершенно неожиданно получили от научных сотрудников Музея-панорамы «Сталинградская битва», Светланы Анатольевны Аргасцевой и Татьяны Дмитриевны Кузьминой, которые как специалисты были привлечены для создания экспозиции музея завода «Ахтуба», а сотрудники архива рассказали им о нас, прямых потомках Бондина.


    Светлана Анатольевна пояснила, что завод Николая Бондина не прекращал своей работы, что после революции, с 1923 года он стал называться «Красный металлист». В годы Великой Отечественной войны он выпускал автоматы и пулемёты, работал до конца октября 1942-го, т.е. пока немцы не вошли в Сталинград. Своё современное название - «Ахтуба» завод получил в июле 1959 г. Завод многие десятилетия специализируется на производстве гидроакустической навигационной, аварийно-спасательной, связной аппаратуры, донных маяков ответчиков, гидроакустических преобразователей и антенн. Как же в связи с этим не вспомнить о том, что в 1903 году на заводе Николая Бондина был построен пароход «Орлёнок»!


    Для нас очень важно, что Светлана Анатольевна помогла нам понять роль Николая Бондина в промышленном развитии нашего города. Она обратила внимание на то, что до начала ХХ века Царицын был торговым уездным городом, но с основанием заводов он приобрёл новое значение промышленного центра. И в этом есть заслуга нашего пращура.

     

     

    Дочь Н.А. Бондина Елизавета с мужем, Виктором Павлюковым (18 ноября 1916 г.) 


    Вот так нам удалось не только подтвердить семейную легенду, но и понять вклад наших предков в развитие родного края и страны. Фотографии Николая Александровича Бондина, предоставленные нами сотрудникам музея войдут в постоянную музейную экспозицию завода «Ахтуба». Мы с волнением ждём её открытия. Перечитывая строчки М.Рябинина «Нам были память и любовь даны, чтобы сердцам ушедшим поклониться…» завершаю их на свой манер: «и будут точно не полны без наших строк истории страницы»!

    От редакции

    Хочется сказать огромное спасибо Алёне Селивановой и всем, кто ей помогал, за столь интересное исследование, за присланные фотографии - уникальные свидетели истории нашего города, и пожелать больших успехов и в жизни, и в дальнейших исследованиях!

     

    К огромному сожалению, люк, фото которого приведено в начале статьи увидеть уже нельзя: он пропал этим летом, во время ремонтных работ в доме по ул. Ленина, 13. 

    Просмотров: 2627
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    ljug.64

    8 декабря 2014 09:13 Публикаций: 0 Комментариев: 81 Статус: Пользователь offline

    Интересно! Но я что то не понял до конца - завод находился улица Пензенская - и завод Ахтуба - это разные направления , или после расширения производства там основалось предприятие?

    Роман Шкода

    8 декабря 2014 12:35 Публикаций: 549 Комментариев: 426 Статус: Пользователь offline

    Завод, скорее всего, находился на Пензенской улице. На месте, где сейчас "Ахтуба" в Царицыне была степь, причём очень далеко от города. Туда предприятие скорее всего перенесли в более позднее время. Наверняка на "Ахтубе" вся эта информация есть.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.