Железнодорожники красного Царицына в Гражданской войне
Железнодорожники красного Царицына в Гражданской войне

Железнодорожники красного Царицына в Гражданской войне

История Волгограда во многих своих главах противоречива, особенно это касается периода Гражданской войны. Одни и те же события с точек зрения противоборствующих сторон выглядят совершенно по-разному. Около двух лет назад мы писали про памятник защитникам красного Царицына, про который было очень мало что известно судя по открытым источникам информации. И вот сегодня мы имеем возможность узнать о нём, и о тех людях, чьи имена высечены на его граните в деталях. Об этом — в статье Игоря Дубова.
 
Многие
железнодорожники Царицына, Филоново,
Себряково, Котельниково, Морозовой
принимали участие в борьбе за Советскую
власть. В депо, на станциях, в дистанциях
пути и других подразделениях транспорта
уже с конца 1917 г. начали возникать
ревкомы, которые обладали всей полнотой
власти; создавались красногвардейские
отряды, отряды по охране путей, мостов,
часто специально разрушаемых
противоборствующими сторонами. Отряды
железнодорожников разоружали воинские
части, возвращавшиеся с фронтов Первой
мировой войны, часть которых шли на
помощь генералу П.Н. Краснову – одному
из организаторов белоказаков.
Воинские эшелоны не допускали следовать
по маршруту, пока солдаты не сдавали
винтовки, пулемёты и другое оружие.
 

Красногвардейский отряд железнодорожников Царицынского узла 1918 г.

 

Железнодорожные
рабочие и служащие были должны, и
работать, и сражаться, налаживать
движение и обеспечивать подвоз
продовольствия и топлива в центральные
районы страны.
Красногвардеец
В.А. Тимофеев вспоминал: «Организованный
отряд располагал винтовками, которые
нашли в одном из вагонов, следовавшем
с турецкого фронта. Позже нам выдали и
отличительные знаки – нарукавные
красные ленты с надписью «Рабочая
Красная Гвардия»».
Поддержка
Советской власти в Царицыне в 1917-1918 гг.
была высокой. Так, собрание служащих,
мастеровых и рабочих депо ст. Волжская
Юго-Восточной железной дороги постановило
в полном составе вступить в ряды Красной
гвардии. В резолюции собрания говорилось:
«Мы решили до последней капли крови
защищать интересы трудового народа, и
Каледин только через наши трупы вступит
в Красный Царицын. Мы протестуем против
саботажа и требуем предать народному
революционному суду врагов народа –
саботажников».
При
обороне Красного Царицына от белогвардейцев
особенно отличился первый коммунистический
батальон имени Совета Народных Комиссаров,
в котором состояло немало рабочих
железной дороги. Боец этого батальона
Н.В. Неделин подчеркивал: «Энтузиазма
было много, но явно не хватало военных
навыков, мало кто умел владеть оружием».
Многие железнодорожники участвовали
в отрядах И.В. Тулака, были в составе
Морозовско-Донецкой дивизии.

Роль
бронепоездов в боях за Красный Царицын

Большое
значение в действиях Красной Армии
имели бронепоезда. Железнодорожные
депо в районе Царицына обслуживали и
ремонтировали, бронепоезда, давали
специалистов в состав боевых экипажей. 

 

 

Паровоз,
восстановленный мастеровыми депо
Царицын в канун первой годовщины Октябрьской революции.
Преподнесен в дар 10-й армии

 
В
1918 г. на Царицынском фронте в составе
Красной армии действовало 15 броневых
поездов: «Гром», «Молния», «2-й Сибирский»,
«Борец», «Коммунист», «Товарищ Ленин»
и др. В их командах было немало
железнодорожников. Броневые поезда
являлись важным оружием и грозой для
обеих воюющих сторон. Водители
бронепоездов держали себя бесстрашно
и были отмечены наградами. Так, машинист
бронепоезда «Гром» Воропаев Андрей
Андреевич был награжден почетной
грамотой Реввоенсовета
Республики.
 

 

Паровоз
серии ОВ, отремонтированный в один из
субботников июля 1920 г. рабочими депо
Царицына в честь II конгресса Коминтерна

Братская
могила защитников Красного Царицына

В
начале XX в.
в районе памятника находился посёлок
железнодорожников при станции Волжская
Волго-Донской железной дороги. Недалеко
от станции, где находились дома
железнодорожников, хоронили погибших
в период гражданской войны. Известны
имена 9 человек, которые сейчас указаны
на памятнике в алфавитном порядке.

Памятник в 2016 году — уже современная история Волгограда

В
Государственном архиве Волгоградской
области нам удалось обнаружить уникальные
документы с краткими сведениями об этих
защитниках революции.

Слесарь
депо Волжская И. Божесков погиб в
ноябре 1918 г. под Гумраком от снаряда,
попавшего в технический поезд.

Сын
простого рабочего Пётр Иванович Гусевтрудился стрелочником на ст. Волжская.
В период гражданской войны он был бойцом
4-й роты Царицынского коммунистического
батальона. 30 августа 1919 г. погиб под
Ерзовкой в возрасте 29 лет при сражении
за Царицын, занятый Кавказской армией
барона П.Н. Врангеля.

Сын
рабочего Сергей Голубцов работал
машинистом в депо ст. Волжская. Погиб
30 июня 1919 г. на паровозе близ ст.
Банная. Пуля попала ему в грудь, вызвав
моментальную смерть.

Сын
рабочего службы путей Гаврил Иванович
Краснорудский
(в других источниках
Краснорутский, Красноруцкий) родился
в 1901 г. На семнадцатом году жизни он
вступил в ряды РКП(б). До службы в рядах
Красной Армии работал слесарем в депо
ст. Волжская. В трудный период по призыву
партии Г.И. Краснорудский отправился
на защиту города. Погиб в апреле 1918 г.,
работая на автомобиле на передовой
линии фронта. Следует отметить, что в
составе железнодорожников, участвовавших
в боях весной 1918 г. было не менее 5
человек с фамилией Красноруцкий.

 

 

Бронепоезд «Товарищ Ленин»

 

Потомственный
рабочий Александр Кузьмичёв являлся
помощником машиниста депо ст. Волжская.
Погиб в 25 лет в ноябре 1918 г. под ст.
Гумрак от снаряда, выпущенного
белогвардейцами в технический состав.

Сын
железнодорожного служащего Фёдор Лукич
Лобанов
трудился слесарем депо
ст. Волжская. Погиб в 18 лет в мае
1918 г. в районе ст. Чир на реке Дон.

Тридцатилетний
котельщик депо ст. Волжская Фёдор Соболевпогиб в январе 1919 г. под хутором
Ежовка. Когда он повёл свою роту в атаку,
то оказался под пулемётным огнём. Идя
впереди бойцов, командир первым попал
в устроенную белыми засаду.

Тимофеев
Иван Семёнови
ч – сын железнодорожного
служащего, старого партийца, был списчиком
вагонов. Он погиб в возрасте 27 лет, 17
октября 1918 г. под хутором Яблочкино
Донской области, получив в бою две
смертельные раны.

Хлынин
Павел Николаевич
– работник грузовой
службы. С 1918 г. он состоял в партии
большевиков и входил в военно-революционный
комитет. В Царицынском коммунистическом
батальоне воевал пулемётчиком. Погиб
27 июня 1919 г. в 25 лет от взрыва брошенной
с аэроплана бомбы.

От
всех этих людей на сегодня
сохранилась только одна фотография.
Изображение П.Н. Хлынина было передано
его братом в музей-заповедник
«Сталинградская битва».

 

П.Н. Хлынин

 

Сначала
памятник героям-железнодорожникам был
поставлен в клубе имени К. Либкнехта, а
29 июня 1921 г. открыт в торжественной
обстановке на нынешнем месте. Он
представлял собой обелиск с фамилиями
захороненных красногвардейцев увенчанный
пятиконечной звездой и украшенный в
верхней части серпом и молотом. Недалеко
от места захоронения защитников Царицына
находилась старообрядческая Успенская
церковь
. Храм видно на фотографии с
митинга по поводу открытия памятника.

 

 

Открытие первого памятника 29 июня 1921 г.

 

Архитектором
современного памятника является
В.М. Кудряков – автор и другого
памятного знака – на братской могиле
советских воинов и рабочих, погибших в
период Сталинградской битвы, расположенной
на гражданском кладбище пос. Дар-Гора
Ворошиловского района г. Волгограда.

 

Открытие современного памятника

 

 Список
использованных источников и литературы:


1.
В боях за Царицын. Сб. восп. Сталинград:
Сталингр. кн. изд-во, 1959. 397 с.
2.
Государственный архив Волгоградской
области (ГАВО). Ф. Р-346. Оп. 1. Д. 63.
3.
Железнодорожники Красного Царицына в
боях и труде за молодую республику
Советов: альбом. Волгоград : Нижне-Волж.
кн. изд-во, 1965. 41 с.
4.
Объекты культурного наследия регионального
значения, расположенные на территории
г. Волгоград ( в соответствии с
Постановлением Волгоградской областной
Думы от 05.06.1997 г. №62/706. Доступ из локальной
сети сайта Комитет культуры Волгоградской
области. Системные требования Adobe
Acrobat Reader. URL:
http:
http://culture.volganet.ru/about/organizations/70e67e1f-62ad-2d10-87b2-ab906afd1277
(дата обращения: 18.10.2016)
5.
Чемякин Е.А. Памятники и памятные места
Волгоградской области: историко-краеведческий
обзор: в 2 т. Т. 2. Волгоград : Принт, 2008.
256 с.

 

Статья написана под руководством к.и.н. Е.П. Воробева