Блог

  • БЛОГ
  • МУЗЕИ
  • ФОТО ВОЛГОГРАДА
  • БЛОГ

    Где живут трамваи (часть II)

    (Продолжение)

    Завершив экскурскию в Депо №2, мы отправились на ул КИМ, где нас ждала вторая часть нашего путешествия.

    Ехали мы через кольцо на ул. Радомской

    Сначала зашли в Дом Культуры, где на втором этаже располагается музей городского электротранспорта. Музей небольшой, но кое-что там можно посмотреть.

    На стене - план дореволюционного трамвайного движения в городе.

    Поворот трамвайной линии с  ул.Советской на ул.Наумова, в сторону проспекта Ленина

    Водители 50-х...

    Кажется, фото сделано на вокзале, сразу после войны.

    Из музея мы спустились в подвал, где во время войны действовало бобоубежище. Люди работали в Депо настолько, насколько было возможно и сразу по окончании Сталинградской битвы вернулись сюда вновь. Несмотря на полное разрушение трамвайного хозяйства города, после окончания Сталинградской битвы прошло всего 10 месяцев, как по городу снова пошли трамваи. Были они восстановлены, как и здания - из руин, вместо стёкол - окна забиты фанерой. Но они начали возить людей, сообщая своим видом, что война позади и начала налаживаться мирная жизнь. Первое время в депо не было крыши, но люди работали там, без обогрева, даже зимой, в три смены.

    Бомбоубежище действует и сегодня - оно официально числится в реестре Министерства обороны. Это - вход снаружи.

    Вид изнутри

    Резервнуй выход - на случай, если здание наверху рухнет и выход завалит. Внутри стоит генератор и есть большой запас воды. Осмотрев убежище, мы отправились в цеха.

    Здесь я когда-то бывал, отрабатывал школьную практику, вытачивал из фанеры троллейбусные спинки. Давно это было!

    Основное здание довоенной постройки.

    Если в депо проводится мелкий ремонт, то тут - ремонт капитальный. Есть троллейбусный и трамвайный цех, стоят станки.

    Троллейбусный цех. Он имеет площадь около 2000 метров. Троллейбусы стоят в несколько линий. Цех делится на участки: кузовной, механический, электротехнический, резинотехнический, литейный. Работают ооло 90 человек.

     

     

     

     

     

     

     

    Переход в трамвайный цех.

    По рельсам ездит такая тележка.

    Метроэлектротранс давно уже отвык от поставок комплектующих и запчастей. Здесь освоили все виды производства. Фактически существуют троллейбусы, полностью произведённые в Волгограде, со своими оригинальными техническими решениями. На предприятии наладили выпуск того, чего на оригинальных моделях и не предусматривалось: электронные датчики, цифровые табло, разные системы.

     

     

    Трамвайный цех. Его площадь около 1800 метров. Работает около 60 человек.

    Комплект трамвайных электродвигателей. Сердцевину здесь вытаскивают и собирают заново, по своей технологии, которую считают лучше оригинальной заводской.

    Трамвайные ускорители.

     

    А это - исторический контроллер от трамвая-снегоочистителя. Один из них мы видели в Депо №2, второй - ремонтируется сейчас здесь.

    А вот и он сам.

    В цеху

     

     

     

    Агрегаторный цех. Здесь токартные и фрезеровочные станки. Новых станков я не видел, оборудование, в основном, 60-80-х гг.

    А этот станок оказался раритетным

    Год выпуска - 1939-й! Станок пережил войну! Конечно, едва ли он работал здесь же. Скорее всего, при восстановлении завода его передали сюда откуда-то.

    Здесь по-своему красиво.

     

    На этом моя часть экскурсии завершилась. В программе дальше был кофе-брейк в местной столовой и далее - переезд на нашем спецтрамвае в исходную точку, к Детскому центру. Там ещё должна была состояться экскурсия к восстановленному "царицынскому" трамваю. Но у меня были дела и на кофе уже не оставалось времени. А трамвай-памятник я уже видел и даже не раз о нём писал.

    В целом у меня остались самые лучшие впечатления от увиденного. На предприятии - хороший климат, светлая атмосфера. Люди доброжелательны, ко мне несколько раз подходили простые рабочие (не начальство) и показывали, где лучше снимать. Здесь работают династиями, здесь есть работники, чьи предки поступили сюда ещё до войны. Есть несколько семей, совокупныый трудовой стаж которых на предприятии превышает 160 лет. Здесь оптимизм и вера в свои силы. Наверное поэтому волгоградский трамвай ценит даже Forbes.

     

    Хочу поблагодарить Глеба Барского и Алексея Тарантула за большую помощь в подготовке этого репортажа!

    Просмотров: 4703
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    краевед

    15 июня 2013 19:49 Публикаций: 17 Комментариев: 68 Статус: Пользователь offline

    Директора музея зовут Любовь Петровна Лопанцева

    Роман Шкода

    15 июня 2013 20:14 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    Спасибо, там в толчее и не расслышал как следует!

    Андрейка

    15 июня 2013 22:13 Публикаций: 0 Комментариев: 8 Статус: Пользователь offline

    Интересная деталь:на плане движения трамвая в дореволюционном
    Царицыне есть трамвайная ветка с Астраханской улицы вниз на Успенскую и далее мимо Успеского собора выходившую на берег Волги!Я не ошибаюсь?

    Роман Шкода

    15 июня 2013 22:54 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    Да, я спросил об этой ветке. Ответили, что это перед революцией была построена ветка к пристаням. Мне вспоминается фото (которого у меня нет, но где-то я видел его) - как трамвай идёт по косой через Успенскую площадь. Вроде бы эта ветка просуществовала
    до войны. Но ничего более конкретного сказать не могу.

    MCU_developer

    16 июня 2013 08:29 Публикаций: 0 Комментариев: 42 Статус: Пользователь offline

    Да там все станки древние!! Зуборезный 39 года выпуска!! Тут самое главное не то, как он пережил войну, а то, что от него за всё время не потерялись сменные колёса гитар. Да фрезы на зуборезный достать сейчас сложно, а точить их - нужен специальный станок.

    Роман Шкода

    16 июня 2013 11:28 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    И как же они всё время точили без станка??
    Вообще да, оборудование историческое. Финансирование предприятию нужно, деньги на модернизацию.

    краевед

    16 июня 2013 11:48 Публикаций: 17 Комментариев: 68 Статус: Пользователь offline

    Если оборудование используется в ремонтных целях, а не для серийного производства в три смены, то оно работает несколько десятилетий. Это норма. Червячно-модуль
    ные фрезы изготавливал Волгоградский инструментальны
    й завод, в составе ВГТЗ. И только фрезы большого модуля , необходимые для изготовления шестерен на заводское оборудование закупались у специлизированн
    ых инструментальны
    х заводов. Заточка фрез небольшого модуля, до М3 возможна на универсально-за
    точном станке, без которого не обойдётся и данное ремонтное предприятие и такой станок у них скорее всего есть и не один. Для заточки фрез большого модуля необходим специальный заточной станок, и проблема решается путём заточки фрез на ближних заводах. где он есть.

    Юрий М.

    16 июня 2013 15:46 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Это трамвайное депо тоже почти родное - рядом была моя школа, тут работал отец, много раз бывал и я... и Дом Культуры их почти родной - там и кино было по 10 копеек, и библиотека, и какие-то кружки... Было это 40 лет назад!!

    Роман Шкода

    16 июня 2013 16:58 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    От моей школьной практики здесь тоже уже прошло 25 лет! :)

    Юрий М.

    17 июня 2013 13:36 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    То что в Волгограде самые хорошие трамваи легко объяснить - раз в неделю каждый трамвай заходит в депо на техническое обслуживание (ТО-1), где его моют, подкрашивают, зашивают, подкручивают и т д.... И раз в месяц каждый трамвай заходит на ТО-2, где его ремонтируют более тщательно!....&
    nbsp;

    Я смотрел фото трамваев в других городах - там двери отваливаются, стёкла разбиты, не покрашены и т д..... У НАС ТАКОГО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ - у нас они всегда после ремонта - даже царапин не должно быть, ведь раз в неделю его приводят в порядок и принимают контролёры!

    Роман Шкода

    18 июня 2013 00:40 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    Да, а ведь мы ездим и не задумываемся над этим! Трамвай чистый, стёкла целые - как будто это так само собой складывается...

    wrangel

    18 июня 2013 05:41 Публикаций: 0 Комментариев: 7 Статус: Пользователь offline

    Спасибо,интерес
    но! Исправьте пожалуйста подпись под фотографией "Старое кольцо трамвая на 13 Гвардейской"-н
    а снимке поворот трамвайной линии с  ул.Советс
    кой на ул.Наумова, в сторону проспекта Ленина.
    Ещё раз Спасибо!

    Юрий М.

    18 июня 2013 07:14 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Кстати, почти все трамваи которые сейчас мы видим на линии были закуплены в Чехословакии в 70-х годах - то есть 40 лет назад!...

    Роман Шкода

    18 июня 2013 10:27 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    wrangel Спасибо, исправил!
    Юрий, они же по 2-2,5 млн. км успели пройти! :)

    tonic

    14 июля 2013 00:31 Публикаций: 0 Комментариев: 35 Статус: Пользователь offline

    После посещения Твери, да что там далеко ходить - посмотрите ЧТО ездит в Волжском, я переполнен гордостью за наши рельсы, за наши маршруты и, самое главное, за наши уютные волгоградские трамваи и троллейбусы. Да, с моделями мы "застряли" во времени, но какое же это прекрасное время!!!

    Роман Шкода

    14 июля 2013 11:15 Публикаций: 768 Комментариев: 422 Статус: Пользователь offline

    Никогда не забуду поездку на трамвае в Новочеркасске (в 2009 г.). После волгоградского трамвая я был в шоке. Из-за угла выехал ржавый бесформенный рындван, который страшно трясся и лязгал при езде - так, что было даже сложно разговаривать внутри. Кроме того, было ощущение, что чудище начинает рассыпаться от вибрации :))
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.