Блог

  • БЛОГ
  • МУЗЕИ
  • ФОТО ВОЛГОГРАДА
  • БЛОГ

    Загадки рельсов Детской железной дороги

    Старые рельсы, уложенные когда-то в пойме Царицы почти не привлекают внимания. Короткая узкоколейка на заросшем пустыре, безлюдное место в 300 метрах от городской администрации. Никто из редких прохожих никогда не нагнётся и не посмотрит - а что там за рельсы лежат? На выходных поползал вдоль дороги на четвереньках и нашёл много интересного.

     

    Рельсы, из которых собрана дорога - все разные. Много советских, произведённых уже в послевоенный период. Но среди них попадаются просто уникальные вещи. В некоторых местах стоит нагнуться, чтобы увидеть такое:

     

    "К.З. КН. БЕЛОСЕЛЬСКОГО. IV МЦА 1903 ГОДА".

     

    Именно таких рельс - несколько штук. Мне удалось изучить детально только малую часть пути, но даже на этом коротком участке - целых три разных типа дореволюционных царицынских рельс, чудом сохранившихся и нашедших приют здесь, на этой крошечной железной дороге.

    Немного поработав над типами маркировок дореволюционных заводов, более-менее удалось идентифицировать все три обнаруженных типа. Давайте рассмотрим их поближе.

     

    1. Рельсы князя Белосельского

     

     

     

    Сокращения расшифровываются следующим образом: Катавский завод князя Белосельского. Произведён в апреле 1903 г. До революции в России была широко известна фамилия князей Белосельских-Белозерских. Им принадлежал роскошный дворец в Петербурге, у Аничкова моста. Князья владели несколькими заводами на Урале, в местечке Усть-Катав (там было два завода - Усть-Катавский и Катав-Ивановский). Изготавливаемые там рельсы использовались при строительстве железных дорог преимущественно в Центральной России и в Поволжье. Часть продукции реализовывалась заграницу (в Великобританию) - так что похожие рельсы ещё до сих пор можно наверняка встретить где-нибудь в Йокршире. Рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатный станы, установленные на заводах, были закуплены в Бельгии. Таких рельсов на нашей волгоградской ДЖД достаточно много.

     

    2. Рельсы Южно-Русского Днепровского Металлургического завода

     

     

    Этот завод маркировал свою продукцию аббревиатурой "ЮРДМ". Завод располагался в городе Екатеринославе, ныне - Днепропетровске.

     

    Наш рельс был произведён на этом заводе в июле 1912 г. Мне удалось обнаружить его в единственном экземпляре. Не исключено, что его "родственники" есть дальше, на остальной части пути.

     

    На старинных фотографиях завод выглядит так:

     

    Его рельсовых цех:

    Вот отсюда, из этих стен, и вышел наш столетний "друг", лежащий сейчас в пойме Царицы. (Источник фото).

     

    3. Рельсы Нижнетагильского завода Демидовых

     

    Рельс произведён в августе 1916 г.

     

     

     

    Выглядел этот завод так:

     

     

    Вот такие уральские сувениры.

     

    Возникает, разумеется, вопрос, откуда все эти старинные рельсы взялись тут, на волгоградской детской железной дороге, построенной в конце 70-х годов? Ответ, скорее всего, лежит на поверхности. Эти рельсы сюда ниоткуда не привозили, они лежат примерно на этом же месте с тех самых лет, о которых свидетельствуют их маркировки. До революции (да и до войны) набережная Царицына представляла собой цепочку грузовых пристаней, вдоль которых протянулось железнодорожное полотно.

     

     

    Снимок сделан приблизительно напротив входа в здание современного Речного вокзала. Впереди в центре кадра виднеется сохранившееся здание водокачки. Как видно, вдоль набережной тянулось сразу несколько железнодорожных путей. Строились они, разумется, в разное время и комплектовались рельсами различных производителей. Вполне возможно, что какие-то запечатленные на этом снимке рельсы до сих пор используются ДЖД.

    Вид сверху. Хорошо различимы два пути

    После войны железнодорожные пути на набережной восстановили, но не для промышленных перевозок, а для узкоколейной Сталинградской Детской железной дороги. После войны дорога проходила вдоль всей центральной набережной. С очень высокой вероятностью можно предположить, что рельсы для строительства ДЖД ниоткуда не привозили, а использовали сохранившиеся по окончании Сталинградской битвы - то, что когда-то укладывали здесь ещё царицынские купцы. В концу 70-х годов ДЖД на набережной ликвидировали, перенеся её в пойму Царицы. И опять-таки, судя по находкам, рельсы просто перевезли с набережной в пойму и заново уложили здесь. Выходит, что за сто лет одни и те же рельсы переложили трижды, но всякий раз - примерно в одном и том же месте.

     

    Остаётся только двигаться дальше и искать новые живые артефакты там, где когда-то лежало дно реки Царицы.

     

    Просмотров: 7048
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    dim356212

    9 сентября 2013 13:22 Публикаций: 0 Комментариев: 23 Статус: Пользователь offline

    Да уж, прям как в Санкт Петербурге, когда я служил в армии то мы ездили на работу на разные заводы, на одном таком предприятии называлось оно "Стройбери" находится на берегу финского залива, поломался колодец кирпичи отлетели, а нам сказали починить и точка, кирпич в руки берёшь а там царская печать, так захотелось что то подобное оставить себе на память но куда я его дену и в часть не пустят ( Дурак какой то, с кирпичами ходит ). Там местные люди к такому привыкшие и смотрят на это просто, а нам в новинку и в диковинку. Хотя сколько с местным колоритом разговаривал о г. Волгограде все о нём очень хорошего мнения говорят: Уютный, красивый городок, люди отзывчивые, так же вспоминают родину мать Мамаев курган ( но это скорее атоматом пересекается Волгоград-Мамае
    в курган ( тоже приятно)). 
    ;

    ljug.64

    9 сентября 2013 16:42 Публикаций: 0 Комментариев: 79 Статус: Пользователь offline

    лет 20 назад проходя по частному сектору в Вишневой балке что на Красном с удивлением то же обнаружил рельсы дореволюционног
    о периода - но они использовались для укрепления эл столбов(скручен
    ы проволкой к основанию), видно это послевоенное применение рельс с испорченных боями трамвайных или жд путей...

    Юрий М.

    9 сентября 2013 16:53 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Да, интересная находка!!.... Я думаю это рельсы узкоколейной дороги. У нас ширина узкоколеек равнялась обычно 750 мм. Для них и рельсы делали специальные. Потом перешли на широкую колею, а эти рельсы переплавили. А у нас их использовали для Детской железной дороги...
     
    Раньше "детская узкоколейка" заканчивалась где-то около Гасителя, а дальше шла широкая колея для грузового речпорта в Ворошиловском районе...

    Роман Шкода

    10 сентября 2013 18:14 Публикаций: 730 Комментариев: 423 Статус: Пользователь offline

    Да, уж, в Волгограде кирпичи с клеймами - явление явно непривычное! Жалко, что не удалось сохранить.
     
    В Интернете мелькают фото с историческими рельсами, которые используются в качестве подпорок к столбам даже и сейчас! Но то, что и у нас такое практиковалось - не знал.
     
    Я ещё помню грузовую ЖД, доходившую почти до начала подъёма к "Маяку"!

    Юрий М.

    10 сентября 2013 22:33 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Вот ещё несколько старых домов в Ворошиловском районе. Они находятся во дворах, в начале улицы Циалковской....
    раньше там было домоуправление,
    ЖЭУ... сейчас не знаю что.. (здесь на карте они как раз там где крестик - http://wikimapi
    a.org/#lang=ru&
    amp;lat=48.6977
    66&lon=44.5
    07107&z=17&
    amp;m=b&v=2

    Аскал

    11 сентября 2013 08:13 Публикаций: 6 Комментариев: 109 Статус: Пользователь offline

    Во как,а я думал что про ДЖД все знают...Это(кле
    йма )обсуждалось пару лет назад на инет.форуме,тол
    ько не помню где...Кстати,та
    м не три вида а больше,шесть или восемь.Я вот думаю,что раз волжская ЖД строилась довольно таки "ударными"тем
    пами,то и поставки должны быть с одного места,значит и клейма одинаковые.А это скорее "сборка"свезл
    и с разных мест пригодные к употреблению,пр
    итом мест где была малая эксплуатация,т.
    е. прохождение поездов.Т.ч.при
    загруженности волжской не получается...Ещ
    е пример использования рельсов,но конечно не царского производства а довоенного,лест
    ничные марши в домах послевоенной постройки.(прМе
    таллургов,О.Фор
    ш)
    А кирпичи с клеймами у нас не редкость,можно даже для коллекции взять.Просто надо пройтись по берегу Волги в районе "Туриста" и внимательно посмотреть под ноги.Встречаютс
    я как отечественные так и импортного производства..

    Роман Шкода

    11 сентября 2013 10:47 Публикаций: 730 Комментариев: 423 Статус: Пользователь offline

    Старые дома - это ул. Балашовская (13, 11 и 11а). В 11-м доме был сильный пожар, остались только стены, он заброшен (я его фото выкладывал на сайте), в остальных сидят разные организации.
     
    Обсуждения на форумах не видел, а то бы сослался. Я про эти клейма знаю с детства, т.к. жил в непосредственно
    й близости и проползал всю эту ДЖД (но вот вспомнилось как-то недавно). Про лестничные марши не знал - а можно уточнить, в каких домах? Можно съездить, поснимать - интересная тема.

    Аскал

    11 сентября 2013 13:34 Публикаций: 6 Комментариев: 109 Статус: Пользователь offline

    В каких именно домах я навскид не помню.На О.Форш помоему 6,4.Роман,я до конца месяца в отпуске,а как выйду пробегу уточню...Знаю где сталинградская рельса лежит на чердаке,правда дом хрущевский,испо
    льзовалась в качестве стрелы для подьема шифера при ремонте.

    Алексей

    5 декабря 2013 13:50 Публикаций: 0 Комментариев: 3 Статус: Пользователь offline

    Гулял весной по пойме Царицы и тоже обратил внимание на рельсы в районе станция Пионерская ДЖД. На рельсах стоит клеймо Р.У.Ж.Д. начало 20 века завтра постараюсь найти фотографии, которые там сделал и  

    О том, что на этой ДЖД собрана такая "коллекция" рельс и не подозревал!!!

    Роман Шкода

    6 декабря 2013 10:51 Публикаций: 730 Комментариев: 423 Статус: Пользователь offline

    РУЖД - Рязано-Уральска
    я железная дорога. Такой рельс у нас нашли в трамвайном депо №2. Очень интересно, я рельса РУЖД там не видел!

    Алексей

    9 декабря 2013 15:14 Публикаций: 0 Комментариев: 3 Статус: Пользователь offline

    Фотографии с клеймом Р.У.Ж.Д. нашел, но не знаю как их здесь можно выложить...

    А еще есть фотографии памятника защитникам Царицына на улице Пугачевская, сделанные тогда же. 
    В тот день нам удалось поговорить с хозяином дома, который стоит рядом с этим памятником, живет он там с 42-го и один сейчас ухаживает за памятником.&nbs
    p;В доме ни газа, ни воды, топит печь дровами. А
    хозяин-то дома (Валерий Матисов) не простой человек, - чуть ли не весь мировой океан прошел! &n
    bsp;Дом на 2-х хозяев. А рядом уже впритирочку настроили высоток. Дом строили же
    лезнодорожники&
    nbsp;где-то в 1861, точно не запомнил. Скорее всего такого возраста зданий не осталось уже в городе. И складывается впечатление что и это здание снесут вместе с памятником (ведь те кто там лежали, по словам хозяина дома, были перезахоронены на Мамаевом кургане, когда тот был построен). А дом красивый! На чердаке находили какие-то бумаги, которые сейчас хранятся в музее железнодорожник
    ов. Я и не знаю где у нас такой музей в городе. 

    краевед

    9 декабря 2013 17:46 Публикаций: 17 Комментариев: 68 Статус: Пользователь offline

     Перезахор
    онение на Мамаевом кургане осуществлялось в 1950-е годы и позднее для останков участников Сталинградской битвы, поэтому сомнительно, что участников Гражданской войны то же хоронили на кургане, в мемориале, посвященном битве. Кроме того, два справочника: "Памятники и памятные места Волгограда" 1991г и "Свет великой победы" 2007г ничего не говорят о перезахоронении
    . А там захоронено более 150 погибших. Кроме того. в случае перезахоронения
    перенесли бы на новое место и памятник. Хотя известен и такой случай, наверное единственный, когда братская могила участников битвы на Нижнем ТЗР была перенесена на курган, а памятник. по просьбе жителей, оставлен. А некрополь напротив школы №3 был полностью ликвидирован: воинские захоронения перенесены на курган. гражданские - на городские кладбища.
     Народный музей железнодорожник
    ов находился рядом с библиотекой им.Горького, сейчас - на ж/д ст.Волгоград 2.   

    Роман Шкода

    9 декабря 2013 22:00 Публикаций: 730 Комментариев: 423 Статус: Пользователь offline

    Уголок на Пугачевской - одно из самых интересных мест в городе!
    Старые дома на ул. Пугачевской сносить не должны, они в списке охраняемых памятников. Конечно, это не значит, что их будут обустраивать, в таком состоянии они могут ещё годы простоять.
    Фото РУЖД можно бросить мне на tsarvolga@yande
    x.ru, я добавлю их к этой же статье.
     
    Про Народный музей железнодорожник
    ов на сайте есть отдельная статья, она до сих пор даже висит на главной странице - внизу, в разделе "Культура".

    Алексей

    31 декабря 2013 09:49 Публикаций: 0 Комментариев: 3 Статус: Пользователь offline

    Валерий Матисов, хозяин дома, рассказывал нам что изначально памятник защитникам Царицына был выполнен в виде пирамиды, а после перезахоронения
    останков, принял теперешний вид. Фото Вышлю Роману Ш. 
     
    А про некрополь напротив школы 3, где он находился? Было бы интересно узнать поподробнее! Это школа, что на Ополченской 1, недалеко от Мечетки?
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.