Храм повелителя ветров
Храм повелителя ветров

Храм повелителя ветров

Достопримечательности Пятигорска очень многочисленны. Среди них одной из наиболее романтичных выглядит Эолова арфа. Удивительное сооружение, дошедшее до нашего времени лишь частично, сохранилось, утратив со временем свою необычную музыкальную составляющую.

 

В октябре 1831 года на Михайловском отроге горы Машук архитектором Джузеппе Бернадацци строится необычная беседка.  Собственно, беседкой в классическом понимании это сооружение назвать было нельзя, поскольку прямо по центру его располагалось необычное устройство, издающее звуки – «арфа». В ту пору подобные сооружения периодически воздвигались в разных странах и источником вдохновения для Джузеппе Бернадацци послужил «Храм Эола», построенный английским архитектором Уильямом Чемберсом, под Лондоном, в парке Кью. Этот «храм», по сути – совершенно нерелигиозный элемент парковой архитектуры, до сих пор сохранился в Великобритании.

The Temple of Aeolus, Kew Gardens Источник фото

 

До того, как построить на площадке Михайловского отрога «храм Эола» здесь, с 1810 года, располагался военный наблюдательный пост. За пару лет до строительства, весной 1829 года тут ставят скамейки, на которых в ту пору сидели любители красивых видов. Однажды, летом 1829 года командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая окрестности нового парка, предложил построить на трех вершинах парка особые павильоны, которые позволили бы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Поскольку место, где стоит ныне Эолова арфа, почти всегда продувается ветром, было принято решение назвать павильон по имени греческого полубога, повелителя ветров Эола.

Одна из ранних фотографий панорамы с Эоловой арфой (левее центра на дальнем плане)
Необычность таких «храмов» заключалась в их предназначении. По сути эти сооружения с колоннами представляли собой каменный каркас, внутри которого устанавливался музыкальный инструмент. Такой инструмент представлял собой струны, заключённые в круглый дощатый корпус, имевший специальное крыло, которое, под воздействием ветра поворачивало арфу под нужным углом. Воздушная струя, проникая через узкие щели в корпусе арфы, вызывала колебания струн разной толщины, и арфа начинала играть – сама собой, издавая различные мелодичные звуки.

Эолова Арфа на дореволюционной открытке. Об Эоловой Арфе Лермонтов упомянул и в повести «Княжна Мери»: «На крутой
скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов
и наводили телескоп на Эльборус»

Интересно, что сооружение именно арфы не входило в первоначальные планы Джузеппе Бернадации, он собирался поставить в центре павильона пьедестал со статуей Эола. Однако, весной 1831 года, главный врач вод Ф.П. Конради предложил вместо статуи поставить именно арфу, предполагая, что звуки арфы, выражая саму суть природы, будут благотворно влиять на исцеление больных.

Ещё одна из дореволюционных открыток. Обращают на себя внимание надписи вандалов на стенах

 

То же фото крупнее: надписи на колоннах и на стенах

 

Вид арфы в 30-е гг.

В последующие годы арфу (которая всякий раз снималась на зиму) неоднократно настраивали и ремонтировали. Однако, инструмент всё чаще давал сбои и получил среди посетителей ироничное название «Эолова арба». В итоге в 1861 году арфа была демонтирована. В течение последующих полутора столетий предпринимались попытки её восстановления. В 1890-х годах сюда монтировали арфу упрощённой конструкции, а в 1972 году поставлена электронная арфа, проработавшая двадцать лет.

Арфа до  последнего ремонта: июль 2007 г.

Современный вид: июль 2017 г.

В годы Гражданской войны Эолова арфа, благодаря своему выгодному положению, служила наблюдательным пунктом сначала для Карсных, а потом – и для Белых.

Вид изнутри

 

Потолок

 

Флюгер

За прошедшие вот уже скоро два столетия, само здание Эоловой арфы несколько раз подвергалось перестройкам, однако в целом первоначальный облик её сохранился до нашего времени.