Как известно, Казанская церковь Царицына была построена вместо часовни, стоявшей на старом Зацарицынском кладбище. Инициатором строительства храма стал священник Иоанн Никольский, служивший в Вознесенской церкви, стоявшей на месте нынешнего Ворошиловского торгового центра. Был сформирован попечительский совет, в число которого вошли инженер-механик Н.Н. Алафузов, казак Области войска Донского В.П. Бондарчук, и купцы Е.П. Штыков, А.Д. Каменьщиков и П.Т. Климов. Весной 1894 года попечители обратились к саратовскому архитектору Михаилу Николаевичу Грудистову — за составлением плана и сметы будущей Казанской церкви.
М.Н. Грудистов — архитектор Казанской церкви в Царицыне
Михаил Николаевич Грудистов был на тот момент ведущим архитектором Саратовской губернии. Большая саратовская энциклопедия даёт о нём следующие сведения. Родился в 1839 году в семье военного врача. В 1857 году окончил архитектурное отделение Лесного и межевого института в Петербурге, после чего в 1860–1871 годах служил в Полтавском губернском правлении. В 1871 году приехал в Саратов, где был определён в строительное отделение Саратовского губернского правления сверхштатным техником. В 1873 году стал младшим архитектором, в 1888–1889 годах был губернским архитектором, после чего работал губернским инженером. В Саратове по проектам Михаила Николаевича были построены католический собор святого Климента, Саратовское отделение госбанка и перестроена Соборная мечеть. В 1895 г. Грудистов переезжает в МОскву, где до 1907 года является московским губернским инженером. Умер Михаил Николаевич 19 февраля 1914 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. (Источник).
Проект был готов очень быстро и уже 29 августа 1894 года происходит торжественная закладка храма. Таким образом, проектирование и составление сметы заняло всего лишь около четырёх месяцев. Наблюдение за строительными работами поначалу осуществляет сам М.Н. Грудистов, а после его отъезда в Москву — губернский архитектор Ю.Н. Терликов.
Как же удалось М.Н. Грудистову спроектировать довольно большое, сложное здание в такие сжатые сроки? На этот вопрос есть ответ. Грудистов проектировал здание не с «нуля», а по уже имеющемуся прообразу. 1 сентября 1899 года газета «Царицынский вестник» пишет: «Храм представляет собой точную копию с православного храма при русском посольстве в Париже».
Вот почему М.Н. Грудистов так быстро сделал проект! Наш совеременный Казанский собор имеет парижского родственника? В принципе — так, но не совсем. Журналисты Царицынского вестника, очевидно, слышали про прообраз Казанской церкви, но вот фотографии прототипа не имели. Из-за чего подумали о том, что храм построен в точной копии. Между тем, парижский «родственник» Казанской кладбищенской церкви стоит и до сего дня.
В 1847 году священник русского посольства Иосиф Васильев — начинает работы по проектированию постоянной церкви при посольстве. Строительство ведётся в 1850-х годах на пожерствования. Крупнейшим жертвователем является император Александр II, внесший лично от себя 150 тысяч франков золотом. 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом, храм освящён в честь Александра Невского. В 1922 году этот храм станет собором.
Как видно из фото, Казанская церковь во многих существенных деталях действительно похожа на Александро-Невскую. Такие же шатровые купола, главки, такой же план храма — первоначально ведь Казанская церковь не имеет нынешней колокольни и прилегающей к ней части (её пристроят только в 1904 году) и представляет собой в плане равносторонний крест.
С очень быстрым ростом Царицына Казанская церковь буквально через несколько лет перестанет быть кладбищенской и станет обычной, приходской. Это и определит необходимость её существенного расширения.
Спутниковый снимок современного Александро-Невского собора (Париж) — на картах Google
Казанская церковь была примерно сопоставима по размерам, имела в высоту 17 саженей и была рассчитана на 1000 человек. Стоимость строительства церкви, включая внутреннюю отделку, составила чуть больше 30 тысяч рублей.
Современный вид Александро-Невского собора в Париже (Источник).
Прошло много времени и едва ли кто-нибудь смог разглядеть бы сходство парижского и волгоградского соборов в послевоенные времена, когда зелёные шатры, спроектированные И. Васильевым и Н. Грудистовым заменились на «луковицы», приданные ему в процессе послевоенного восстановления В.М. Симбирцевым. Но время всё расставило по своим местам.
См. также:
|
Краткий экскурс по обстоятельствам возникновения в Царицыне кладбищенской Казанской церкви |
|
Реконструкция Казанского собора
Описание судьбы храма в советские времена и фоторассказ о глобальной реконструкции собора в 2010-2011 гг. |