Предприятие братьев Нобелей в Царицыне – «Нобелевский городок» довольно широко известно. Товарищество Братьев
Нобелей (начавшее работать ещё при основателе – отце), в число которых входил и будущий создатель динамита и знаменитой премии, перепробовав в России несколько различных видов деятельности, вложили все свои силы, энергию и финансы в добычу нефти на Апшеронском полуострове, около Баку. В те годы нефть уже широко использовалась, правда не столько для производства бензина (он ещё пока никому не был особенно нужен), сколько для керосина. Главной же проблемой всей этой деятельности была исключительно высокая цена транспортировки добытого «чёрного золота», поскольку везли его в не всегда даже герметичных деревянных бочках, по железной дороге. Нобели, взявшись за дело, внесли в него ряд кардинальных изменений, таких как изобретение и создание нефтепроводов и танкеров.
Нобелей (начавшее работать ещё при основателе – отце), в число которых входил и будущий создатель динамита и знаменитой премии, перепробовав в России несколько различных видов деятельности, вложили все свои силы, энергию и финансы в добычу нефти на Апшеронском полуострове, около Баку. В те годы нефть уже широко использовалась, правда не столько для производства бензина (он ещё пока никому не был особенно нужен), сколько для керосина. Главной же проблемой всей этой деятельности была исключительно высокая цена транспортировки добытого «чёрного золота», поскольку везли его в не всегда даже герметичных деревянных бочках, по железной дороге. Нобели, взявшись за дело, внесли в него ряд кардинальных изменений, таких как изобретение и создание нефтепроводов и танкеров.
Вообще, идея создания наливного судна, названного в будущем словом «танкер» впервые появилась в США ещё в 1860-е годы. В России попытки строительства танкеров начались с 1872 года, однако все они были неудачными: настоящий, функционирующий наливной флот создали только Нобели. Первый в России танкер назывался «Зороастр» – по имени основателя религии огнепоклонников – Зороастризма: в Баку имелся их храм, в котором горел «вечный огонь», получающий горючий газ из трещины над нефтяной жилой. Следом за Зороастром в строй вступили «Брама», «Будда», «Моисей», «Магомет», «Спиноза», «Дарвин» и другие. Вслед за Нобелями строительство и закупку танкеров начали и другие добытчики нефти, однако угнаться за столь мощным конкурентом они не могли. К 1895 году по Каспию ходило в общей сложности 57 самоходных танкеров на паровом ходу и 28 – под парусом (были поначалу и такие).
Тот самый, самый первый танкер Нобелей
За счёт этих нововведений цену керосина удалось одномоментно снизить в несколько раз. Оставалась одна нерешённая задача – создание поддерживающей инфраструктуры на пути транспортировки нефти, Волге, поскольку танкеры тогда были по качеству и запасу хода совсем не то, что в наши времена. Так на Волге появилась сеть т.н. Нобелевских городков, образцовых баз, в которых ставились хранилища керосина, обслуживающие мощности, жилища для работников и сады вокруг каждого городка, всё строго по плану.
Танкер «Калмык»
Нобелевский городок в Царицыне стал в этом ряду особенным, так как помимо участия в общей сети он стал ещё и центром перегрузки нефтепродуктов на железную дорогу. Этот городок стал самым мощным среди всех. Здесь возникли различные перерабатывающие производства, электрическое освещение улиц и другие неслыханные для тогдашней России новшества. Как же всё это работало?
До строительства Нобелевского городка, в 1870-е годы, местность к северу от нынешней улицы 7-й Гвардейской представляла собой дикое место. Там располагались глубокие непроходимые овраги, поросшие лесом и буреломом, в которых скрывались различные беглые и бандиты (ведь и сама улица 7-я Гвардейская проложена по старому глубокому оврагу, по нему-то и проходила до того времени фактическая городская граница). Уже через несколько лет овраги были приведены в порядок, спуски в них вымощены, местность стала цивилизован размещался городок) вошла в городскую черту. Нобелевский городок стал не просто заводом, но целой достопримечательностью Царицына, о которой рассказывали все путеводители и куда ходили поглазеть пассажиры с проезжающих транзитом пароходов. Пассажиры изумлялись виду необычных вагонов-бочек – цистерны были в те времена экзотикой, керосиновым резервуарам, которые сравнивались с калмыцкими кибитками. В 1884 г. в Нобелевском городке стояло 16 резервуаров, вместимостью от 75 до 90 тысяч пудов каждая. Все эти резервуары имели своим предназначением транзит по Грязе-Царицынской железной дороге (которая ныне
выводит пассажиров на Москву).
выводит пассажиров на Москву).
Итак, как же работала вся эта система? Добытая в Баку нефть заливалась в танкеры – совершенно революционное для того времени изобретение. Строительство керосиновых танкеров Нобели организовали в Швеции, а не в России, несмотря даже на то, что подобное размещение производства было для основной рабочей зоны танкеров крайне неудобным: танкеры приходилось везти до баку через реки, суда большей вместимости не проходили кое-где по ширине проходимых шлюзов каналов, из-за чего в их конструкции была предусмотрена принципиальная возможность разбора на две самостоятельные части, которые соединялись потом обратно. Все танкеры строились из металла, внутри каждого размещалось по 12 не связанных друг с другом наливных ёмкостей. При этом ёмкости были изолированы и от бортов судна, чтобы в случае пробоины не допустить розлива керосина. Каждый танкер вмещал до 150 тыс. пудов керосина и стоил от 120 до 160 тыс. рублей. Вся эта система оказалась несказанно выгоднее, чем перевозка нефти в обычных судах, нагруженных бочками. В будущем, по мере расширения производства, танкеры стали строить и в России, строили их и в Царицыне – в самом Нобелевском городке. К 1884 году в состав наливного флота Нобелей входило уже 20 танкеров. Был у Нобелей и собственный железнодорожный парк для перевозки керосина, состоявший 2000 вагонов, объединённых в составы по 25 вагонов в каждом.
Постройка танкера в Царицыне в мастерских товарищества Нобель, 1904 г.
Заправившись в Баку, танкеры поднимались по Каспию, по Волге до Царицына. Здесь из-за большой осадки они не имели возможности прямого подхода к пристаням. Для решения этой проблемы между танкером и приёмным терминалом на берегу становилось специальное, небольшое судно, называвшееся «поповка», через которую протягивали трубопровод на берег. Поповка, таким образом, выполняла функции насоса и опоры для трубы. Выкачанный керосин поступал в береговые резервуары, откуда потом распределялся по железнодорожным цистернам. Цистерны, кстати, были маленькие, вместимостью всего в 750 пудов керосина (современные стандартные цистерны поднимают груза в пять раз больше). Объёмы грузооборота постоянно росли, в начале 1880-х годов в Царицын доставлялось около 6 миллионов пудов керосина (при общей вместимости резервуаров в 1,2 млн. пудов), а в 1884 году – уже 12,5 млн. (при совокупной отгрузке его из Баку в 17,7 млн.).
Танкеры на берегу у Нобелевского городка, середина 1880-х годов. Рядом
с танкером в центре кадра стоит «поповка», от неё трубопровод тянется на берег
Разумеется, Нобелевский городок был максимально застрахован от пожаров: средств защиты от огня здесь было больше, чем во всём остальном Царицыне. Так, здесь уже к 1883 году был построен водопровод (в самом Царицыне водопровод появился только в 1890-м году).
Изменения, произошедшие на рынке благодаря всем этим новшествам, были колоссальные. Если ещё в 1877 году керосин жителю Царицына обходился в 1 рубль 85 копеек за пуд, то спустя всего пять лет, к 1882 году, его цена упала в девять раз – до 20 копеек! Постановка дела на предприятиях товарищества Нобелей, привлечение ими в производство передовых по тем временам технологий, привело к стабильному развитию и процветанию предприятия Нобелей на многие годы.