Старый Обком в Сталинграде
Старый Обком в Сталинграде

Старый Обком в Сталинграде

Замечательная послевоенная открытка, про которую можно написать целую статью. Но мы рассмотрим её кратко.


Во-первых. Несмотря на то, что взгляду современного жителя Волгограда всё здесь непривычно — практически все постройки на фото — сохранились. Вдали видны оба корпуса современного Краеведческого музея, а на первом плане — здание бывшей Александровской мужской гимназии, которое с 1944 года занимал Обком ВКП(б): позднее к дому пристроят третий этаж и получился нынешнее левое крыло Обладминистрации, вместе с выступом в три окошка. Сохранился и бульвар (от него слева в кадр попал кусочек забора), сохранилась и ул. Октябрьская, которая сейчас, соответственно, пр. Ленина. Только что проезд расширили. Единственное отличие — проезд с 70-х годов стал односторонним, а был двусторонним.


Во-вторых. Обратите внимание на подпись: «Город-герой Сталинград». Часто пишут, что звание города-героя Волгоград обрёл в 1965 году Указом Президиума Верховного Совета от 8.05.1965 г. Нет, это не верно! Впервые городами-героями Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса были названы в приказе № 20 Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года. Именно поэтому городу Москве, например, в Указе 1965 года звание города-героя «присваивалось», а Волгограду (тогда уже не Сталинграду) не «присваивалось» звание, а просто «вручалась» звезда (наряду с Ленинградом и т.д.). Таким образом, Указ Президиума Верховного Совета 1965 года подтвердил приказ от 1945 года, признав, что звание города-героя городу уже присвоено. И, кстати, хоть я и противник всяких переименований, но справедливости ради надо признать, что город-герой — это Сталинград, а не Волгоград, Волгограду лишь вручили звезду, звание же присвоили именно Сталинграду.


В-третьих. Интересные машины припаркованы у главного здания области. Из трёх машин, стоящих «лицом» только одна, средняя — отечественного производства, ГАЗ-М1, знаменитая довоенная «эмка». А вот две другие — трофейные! На первом плане — «Мерседес», кажется 170V, образца 1936 года. Третья машина похожа на Форд Эйфель. Сколько же трофейных машин было в городе! Причём это с вероятностью 99% не частные, а государственные, служебные машины предприятий или самого Обкома.

Вот такие детали.
Колоризация современная.