Паровоз на набережной
Паровоз на набережной

Паровоз на набережной

В Волгоград, на набережную около Гасителя, прибыл настоящий паровоз. Сегодня с утра на нём ведутся активные сварочные работы. Локомотив будут восстанавливать, к нему будут прикрепляться вагоны. Сам паровоз позже будет обшит бронелистами, а всё вместе превратится в памятник волжским бронепоездам.

Так выглядит паровоз по состоянию на 2 октября 2024 г.

Паровоз серии ЭР, выпущенный в 1952 году, привезён из Нижнего Новгорода. Там он много лет стоял в депо «Горький-Московский», ржавея под открытым небом на запасных путях. Местные блогеры не раз фотографировали его, переживая за судьбу погибающего паровоза. И вот – его привезли в Волгоград!


Состояние паровоза неважное, но над этим работают

Тип паровоза — Эр-796-37, колёсная формула 0-5-0

Паровоз относится к большой серии «Э», которую разработали ещё в дореволюционной России, было несколько типов паровозов «Э», приставка «р» означает «реконструированный». Выпускался этот тип с 1935 по 1957-й годы. Причём почти все послевоенные выпуски осуществлялись в странах социалистического лагеря, по советской лицензии, так что этот паровоз, скорее всего, произведён Венгрией.

Паровоз и его тендер. Тендер, кажется, не «родной», хотя…

Вместе с паровозом прибыл и тендер – специальный вагон, который везёт для паровоза уголь и воду.

Тендер отдельно. Дальше видны новые вагоны

Как видно из фото, большая часть «бронепоезда», вагоны — будут новыми, разумеется, настоящих исторических вагонов от бронепоезда найти в наше время сложно (точнее, невозможно). Другой проблемой является то, что паровозы серии «Э» бронепоезда никогда не водили, что объясняется большим весом локомотива. Для бронепоездов использовался другой тип паровоза — «О».

Денис Разумов поясняет: «Увы, никогда паровозы серии Э не переделывались в бронепаровозы. Осевая нагрузка не позволяла. Тем более, что данная модификация — проект П28 Коломенского завода — выпускалась уже после войны. Бронепаровозами и в Гражданскую, и в Великую отечественную были паровозы серии О. Их осевая нагрузка была меньше, так как сами паровозы легче, что позволяло навесить на паровоз броню и не превысить предельных значений по воздействию на путь, бронирование только уравнивало его по осевой нагрузке с более современными паровозами. И знаете что? Дореволюционный паровоз Ов есть у нас в городе, в качестве памятника на закрытой территории локомотивного депо Волгоград-1, в нескольких сотнях метров от вокзала. Но его никто не видит. У меня все эти годы мечта — привести его в ходовое состояние (задача, конечно, со звёздочкой, но паровозы серии О на ходу в стране имеются, восстановлены, было бы желание) и, помимо его использования на праздниках и реконструкциях в обычном виде, сделать съёмную реплику бронелистов из любой тонкой стали, чтобы он лёгким движением превращался в бронепаровоз и участвовал в наших военно-исторических реконструкциях».

Впрочем, как бы то ни было — появление в Волгограде нового паровоза — тема интересная. Это будет уже четвёртый паровоз на территории города. Будем следить за ходом работ!

Другие паровозы Волгограда:

Паровоз серии «Л» на ст. Максима Горького

Паровоз серии «Эр» на Панораме

Ещё один паровоз, стоящий в депо при ЖД-вокзале Волгоград-1, увы, недоступен для фотографирования.