Портрет парижского родственника
Портрет парижского родственника

Портрет парижского родственника

В нашем городе много мистических совпадений. Вот например, главный кафедральный храм Царицына — Александро-Невский собор был построен по образцу Казанского собора Оренбурга. А современный главный кафедральный храм города — Казанский собор построен по образцу Александро-Невского собора в Париже. Так в Волгограде мистически Париж соединился с Оренбургом. 
 
В своё время мы писали подробные статьи о родстве парижского и волгоградского храмов, о реконструкции Казанского собора. Однако, кроме общих внешних картинок парижского родственника ничего найти не удавалось. И вот теперь в нашем распоряжении оказались уникальные рисунки Александро-Невского собора в Париже, сделанные ещё в XIX веке. 

 

Безусловно, построенный в 1847 году в Париже по проекту И. Васильева посольский храм отличался от Казанской церкви Царицына, Казанская церковь не была копией. Архитектор современного главного храма Волгограда Михаил Грудистов творчески переработал парижский проект, с учётом рельефа и пространства нашего города, изменились пропорции, многие детали, но очень многое сохранилось и хорошо узнаётся. 

 

 

 

План парижского храма
 
В основе парижского плана лежит равносторонний крест. Казанская церковь изначально тоже имела форму такого креста. 

 

 

Однако Царицыну, с его бурным ростом, строившаяся изначально в качестве кладбищенской, Казанская церковь очень скоро оказалась тесной, из-за чего уже к 1904 году храм был качественно расширен, появилась современная колокольня. Однако общий замысел архитектора читается в ней и сегодня. 

Внутренний вид 

 

Внутри храма крест оформлен четырьмя сводами, опирающимися на колонны. Такие же свод (но несколько расширенные) видны и сегодня внутри Казанского собора. 

 

 

А вот этот элемент был утрачен в Царицыне ещё в начале XX века. Вход в Казанский храм был разобран и вместо этих стен появилось основное храмовое пространство, простирающееся и сегодня до притвора и колокольни. 

 

Уникальные рисунки старого парижского храма позволяют намного лучше понять направление мысли царицынских архитекторов, оценить масштабы их замыслов, их оценку Царицына, как города, который имеет право повторять даже парижские образцы, понять «зигзаги» нашей истории.