Безусловно, построенный в 1847 году в Париже по проекту И. Васильева посольский храм отличался от Казанской церкви Царицына, Казанская церковь не была копией. Архитектор современного главного храма Волгограда Михаил Грудистов творчески переработал парижский проект, с учётом рельефа и пространства нашего города, изменились пропорции, многие детали, но очень многое сохранилось и хорошо узнаётся.
Однако Царицыну, с его бурным ростом, строившаяся изначально в качестве кладбищенской, Казанская церковь очень скоро оказалась тесной, из-за чего уже к 1904 году храм был качественно расширен, появилась современная колокольня. Однако общий замысел архитектора читается в ней и сегодня.
Внутренний вид
Внутри храма крест оформлен четырьмя сводами, опирающимися на колонны. Такие же свод (но несколько расширенные) видны и сегодня внутри Казанского собора.
А вот этот элемент был утрачен в Царицыне ещё в начале XX века. Вход в Казанский храм был разобран и вместо этих стен появилось основное храмовое пространство, простирающееся и сегодня до притвора и колокольни.
Уникальные рисунки старого парижского храма позволяют намного лучше понять направление мысли царицынских архитекторов, оценить масштабы их замыслов, их оценку Царицына, как города, который имеет право повторять даже парижские образцы, понять «зигзаги» нашей истории.