Есть два очень разных по стилю, но точно совпадающих в деталях рисунка Царицынской крепости. Возможно, их рисовал один и тот же человек? Нет, история здесь более сложная!
Рисунок Царицына из книги Олеария
Самое раннее известное нам изображение Царицына было сделано немецким дипломатом, географом и путешественником Адамом Олеарием. В Россию Олеарий по служебным делам (он был секретарём посольства) приезжал дважды: в 1634 году (когда посольство провело в Москве 4 месяца и вернулось обратно) и в 1636-1639 гг. Имея целью развитие новых торговых путей, летом 1636 года немцы совершили большое путешествие по Волге, направляясь в Персию. В районе Царицыне Олеарий в составе посольства побывал дважды – на пути туда (корабли посольства прошли мимо Царицына, не став останавливаться из-за попутного ветра, 6 сентября 1636 г. ) и обратно (24 сентября 1638 г. ). В дороге Олеарий вёл путевые записи, которые были впоследствии им опубликованы, и делал зарисовки с натуры. Книга его – «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» была издана в 1647 году (и впоследствии неоднократно переиздавалась).
Разворот книги Олеария с рисунками волжских городов
На рисунке Олеария мы видим деревянную крепость, в которой, по данным автора, жило тогда 400 человек (все – стрельцы), построенная в форме параллелограмма, с 6 башнями и больверками. На берегу мы видим необычные шатры. Что это за шатры? Скорее всего эти шатры принадлежали самому посольству. Дело в том, что 5 сентября 1636 года часть посольских кораблей, уже будучи недалеко от Царицына, села на мель, в то время как посольский караван ушёл вперёд и дожидался само посольства в Царицыне. Олеарий пишет об этом: «6 сентября мы нагнали караваны у города Царицына. Люди, составлявшие караваны, разбили на берегу свои палатки и поджидали… Так как в это время ветер был для нас благоприятный, то мы, не останавливаясь, прошли мимо них». Так что «палатки» на берегу, как и сам вид крепости – это, практически «фотография» с бора проходившего мимо города посольского корабля.
Вид Царицына из книги Питера Ван дер Аа, 1719-й год
Но, помимо рисунка Олеария, есть ещё один довольно красивый рисунок Царицынской крепости, выполненный в другом стиле, но до мельчайших деталей, при этом, схожий с рисунком Олеария. Что же это за рисунок? Этот второй рисунок крепости, выглядящий гораздо более художественно, был сделан значительно позже. Он вышел в очередном переиздании книги Олеария, сделанном голландским издателем Питером Ван дер Аа в 1719 году. Иллюстрации к этой книге были выполнены голландским картографом и дипломатом Николаасом Витсеном, который, кстати, тоже бывал в России (в 1664-1665 гг.), однако не в Поволжье, поэтому почти все рисунки с натуры в той книге были перерисовками Витсеном с Олеария (этим и объясняется точная схожесть в деталях при явном различии в стиле). Кстати, именно Витсен, лично знакомый с Петром I, был, фактически, куратором тайного визита царя в Голландию в 1697 году (где Пётр обучался корабельному делу).
Таким образом, две разных на вид картинки по сути – один и тот же рисунок Олеария, во втором случае просто перерисованный заново. Именно благодаря этим рисункам мы можем представить себе, как выглядел Царицын в середине XVII века.
Для тех, кто интересуется деталями
Полный текст книги Олеария, изданный в России в 1870 году, можно прочитать или скачать здесь (Царицын там прописан на стр. 440-441 и на стр.1015). Книга изобилует интереснейшими деталями русской жизни того времени.
Книга Питера Ван дер Аа 1719 года — роскошные фотографии внешнего вида и нескольких разворотов книги внутри — на сайте антикварного магазина.