Гаситель
Гаситель

Гаситель

В Волгограде, на набережной стоит на постаменте исторический катер – «Гаситель». Небольшой этот кораблик имеет большую и интересную историю.

 

История «Гасителя»

При «рождении» «Гаситель» имел совсем другое название – «Царёв». Построен он был в 1903 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Был это пожарно-спасательный пароход.  Заказывали его для Царицына сообща несколько пароходных компаний, имевших в городе свои причалы – «Русь» В.Ф. Лапшина, общество «Кавказ и Меркурий», компания Нобелей. Эксплуатировало его Министерство путей сообщения под номером 3857. До скорости 24 км/ч его разгоняла паровая машина  Compaund мощностью в 400 лошадиных сил.

Дореволюционное фото. «Гаситель» здесь ещё «Царёв»

Судно участвовало в Гражданской войне, при обороне Царицына Красной армией. В 1926 г. «Царёв» был переименован в «Гаситель».

Здесь название уже современное. Дым из трубы впечатляет. Источник — группа ВК «Уголки старого Царицына»

Датировка этого фото неизвестна, очень вероятно, что довоенная. Источник — группа ВК «Уголки старого Царицына»

 Уже послевоенное фото (см. на руины мельницы на берегу). 

Главная часть истории Гасителя случилась в дни Сталинградской битвы. 27 июля 1942 года команда корабля, рискуя жизнью, спасла баржи с нефтью горевшего от бомбёжки нефтекаравана и отвела суда на 80 километров от Сталинграда. Команда Гасителя тушила огонь на приволжских железнодорожных станциях, под непрерывными бомбёжками работала на переправах через Волгу. В октябре 1942 г. «Гаситель» затонул. Когда уже после войны его подняли со дна Волги, на бортах парохода было более 3 тысяч пробоин.

 

Кадр из фильма 1949 г. Скорее всего максимально близок по достоверности к хронике дней Сталинградской битвы

 

После войны корабль был поднят со дна Волги, восстановлен и снова введён в строй. В 1949 году он участвовал в съёмках фильма про Сталинградскую битву, сыграв в нём самого себя.

 

Капитан корабля Петр Васильевич Воробьёв

Команда корабля. Фото 1939 г. Источник — сообщество ФБ «Живой Царицын».

 

В послевоенный период Гаситель проработал около 20 лет. В 1966 году он был выведен из состава флотилии и затоплен у левого берега Волги. Тогда он погиб во второй раз. Но ему снова было суждено возродиться – на этот раз уже в качестве памятника.

 

 

Судя по домам на берегу — фото послевоенное, не ранее 1953 г. Источник — группа ВК «Уголки старого Царицына»

 

В 1974 году седьмой экспедиционный отряд судоподъёмных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Минречфлота РСФСР поднял корабль. 6 ноября 1977 года, к 60-летию Октябрьской революции памятник был торжественно открыт.

 

 

Современное состояние

В 2012 г. Гаситель был в очередной раз частично отремонтирован и покрашен. Работники волгоградского филиала «Подводречстрой-7» Федерального бюджетного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте своими силами покрасили и привели в порядок пожарный пароход «Гаситель».

Тем не менее, современное его состояние, ещё терпимое, стремительно приближается к неудовлетворительному.

Якорь на левом борту

Рубка. Обратите внимание на сквозную дыру в полу. Металлический лист, по всей видимости, полностью проржавел и держится только потому, что на него никто не наступает. 

 

 

Винты и киль всегда были покрашены в красный цвет. Непонятно зачем их выкрасили в чёрный. Возможно так положено, хотя это нужно проверять

 

Из отверстий на борту течёт вода. За два года она «протоптала» заметные дорожки на борту. Это всё ещё левый борт.

 

Корма

 

 

Правый борт

 

Ржавчина проступила уже поверх краски. Течёт и на этой стороне. 

 

Правый борт. Здесь тоже всё ржавое

 

 

Нос по правому борту. Здесь хорошо видны старинные Сормовские клёпки. Уже в 30-е гг. клёпки заменили на сварку.

 

Течь «промывает» и основания памятника. Некоторые иллюминаторы заварены, а на некоторых заглушки отвалились или сбиты

 

 

Фото конца 70-х гг. Бросается в глаза то, что тогда «Гаситель» был оформлен как простой корабль, только оказавшийся на постаменте. Окна рубки и иллюминаторы не были заварены, а были закрыты стёклами; некоторые детали на борту — зачехлены; висели спасательные круги. В бассейне была вода, которой сегодня (имеется в виду тёплое время года) не бывает.

 

Вероятно, во время сильных снегопадов, снег сильно заполняет пространство внутри корабля. При таянии вода, скорее всего, проникает в заваренные (по идее) трюмы и застаивается там, усиливая коррозию.

 

 

В целом состояние этого памятника вселяет тревогу. Необходимо:

1. Провести срочное исследование внутренних поверхностей судна на предмет их коррозии; установить, покрыты ли они защитным слоем краски и если да — то не нарушен ли этот слой (часть заваренных когда-то иллюминаторов сейчас открыто).

2. Провести антикоррозийные мероприятия. Счистить краску, удалить ржавчину. Заменить полностью проржавевшие части новыми.

3. Выкрасить судно заново.

Вообще, возможно, было бы более эффектно попытаться восстановить судно до ходового состояния и спустить его на воду, определив ему место постоянной стоянки на воде по примеру «Авроры». На судно можно было бы водить экскурсии, а в особо торжественные дни — выводить его на реку. Впрочем, возможно ли это после стольких лет запустения — может сказать только исследование.

В целом «Гаситель» — несомненное историческое достояние нашего города, которому необходимо уделять особенное внимание.