Волжско-Камский банк в Царицыне
Волжско-Камский банк в Царицыне

Волжско-Камский банк в Царицыне

В Волгограде сохранилось интереснейшее здание, построенное когда-то, в 1870-е годы в качестве отделения Волжско-Камского банка по г. Царицыну. Сегодня в нём располагается Областной краеведческий музей. Как банк, выстроивший этот дом, так и само здание имеют долгую и интересную историю.
1.
Волжско-Камский коммерческий банк
Основателями банка стали два очень крупных промышленника своего времени – Пётр Губонин и Василий Кокорев. Будучи фигурами всероссийского масштаба, оба они имели отношение к Царицыну. Кокорев был совладельцем Волго-Донской, а Губонин – Грязе-Царицынской железной дороги (последняя на тот момент ещё строилась). Исходя из персон основателей, банк должен был стать одним из крупнейших в России, а создание отделения в Царицыне было предопределено.

П.И. Губонин (слева) и В.А. Кокорев — основатели Волжско-Камского банка

 

24 февраля 1870 г. Александр II утверждает устав банка. Первоначальный капитал банка составил 6 миллионов рублей. Банк был акционирован, его акционерами стали крупнейшие купцы той эпохи (петербургские хлеботорговцы Полежаевы, московские купцы Морозовы, Милютины, Солдатенковы и другие). Главная контора банка расположилась в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте (д. 38).

Главная контора банка, Санкт-Петербург, Невский проспект, 38

Имея существенный капитал, банк сразу создаёт и начинает стремительно развивать сеть отделений по всей России, делая упор на промышленных и коммерческих центрах Поволжья и Урала, в числе первых отделение открывается и в Царицыне. К 1873 году банк, кроме Петербурга и Москвы, располагает уже 18 отделениями (в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Сызрани, Саратове, Царицыне, Астрахани, Вятке, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Чистополе, Ржеве, Рыбинске, Ярославле, Харькове, Киеве). Филиальная сеть достигает максимума к 1914 г. когда у банка имелся 61 филиал.

Отделение Волжско-Камского банка в Ростове

 

Отделение Волжско-Камского банка в Саратове (дом Ниденталь) 

 

Отделение Волжско-Камского банка в Вятке. По форме и по масштабам здание наиболее похоже на отделение в Царицыне

К концу XIX века банк занял среди российских банков лидирующие позиции. Главным направлением его деятельности было кредитование товарооборота, с конца 1890-х годов к числу главных направлений добавляются также операции по выпуску и размещению облигационных займов железнодорожных компаний. Впрочем, ориентация банка на финансовый сектор в ущерб кредитованию промышленности оказалась к началу ХХ века устаревшей. Руководство банка не заметило изменений в тенденциях и во время промышленного подъёма 1909-1913 гг. стал терять позиции: если в 1908 г. Волжско-Камский банк был крупнейшим в России, то к 1914 г. он опустился среди банков страны на шестое место. Тем не менее, масштабы финансовых операций банка были впечатляющими. В 1913 году годовой оборот составлял 21,8 млрд. рублей. Рентабельность
банка, при этом, была очень низкой. Так, в 1913 году чистая прибыль составила всего 5,4 млн. рублей.

Отделение Волжско-Камского банка в Армавире. Как видно, банк арендовал помещения на втором этаже, тогда как в первом этаже располагался магазин

 

Отделение Волжско-Камского банка в Армавире. Внутренний вид операционного зала

 

Операционный зал банка и сотрудники в Петербурге. Снимок датирован 8 июля 1911 года

 

Акция Волжско-Камского банка номиналом в 250 рублей

 

Банк патронировал предприятия нефтяной и пищевой промышленности (например, компанию Нобелей, широко представленных в Царицыне), транспортные компании (например, пароходную компанию «Самолёт», активно работавшую в Царицыне), страховые общества, Владикавказскую железную дорогу (также активно действовавшую в Царицыне).
2.
Отделение в Царицыне
Отделение Волжско-Камского банка в Царицыне было открыто 25 августа 1871 года. Открытию отделения банка в городе, кроме серьёзных финансовых интересов основателей, способствовало также то, что оба они состояли в тесном знакомстве с Городским Головой Царицына, купцом I гильдии И.В. Мельниковым. В.А. Кокорев, как уже упоминалось выше, был одним из совладельцев Волго-Донской железной дороги, осуществлявшей активные грузоперевозки между Волгой (от Царицына) и Доном (Калачом), он также был совладельцем пароходной компании «Кавказ и Меркурий», имевшей в Царицыне большой пассажиро- и грузопоток и вёл в Царицыне торговлю спиртом (с Кокоревым связана интересная история о «золотом лапте»). Известно, что И.В. Мельников когда-то работал у Кокорева приказчиком. П.И. Губонин, помимо работы с Грязе-Царицынской железной дорогой, также владел в городе паровой солемольной мельницей.

Царицынское отделение Волжско-Камского банка. Снимок 20-х гг. Фото из книги П.П. Олейникова «Архитектурное наследие Сталинграда»

 

Волжско-Камский банк — третий слева. Здание было выстроено на обширной песчаной площади, которая сегодня засажена бульваром посреди пр. Ленина. Фото Шевякова-Красовского, около 1879 г.

 

Вход в банк и проезд по ул. Успенской (Ленина). Фото сделано до 1917 г.

26 марта 1876 года Царицынская Городская Дума (под председательством И.В. Мельникова) приняла решение «Продать городское дворовое место в 162 квартале под №7 Волжско-Камскому коммерческому банку в вечное и потомственное владение за 1500 рублей, с тем, чтобы банк засыпал и выровнял на свой счёт овраг против этого места». Первоначально учреждение имело статус агентства, но вскоре было повышено до статуса отделения. Не в каждом городе банк имел свои собственные здания, во многих случаях площади, занимаемые банком, арендовались им у местных собственников. Однако в Царицыне здание у банка было собственное, иначе, наверное, быть здесь и не могло.
3.
Судьба здания
7 марта 1918 г. здание банка было национализировано Царицынским исполнительным комитетом. В 1930-е годы двухэтажное здание было реконструировано. Массовая реконструкция зданий в довоенном Сталинграде началась в связи с переводом в город в 1932 г. столицы Нижне-Волжского края.

23 февраля 1923 года. Здание бывшего банка — на заднем плане по центру

В 2006 году, когда в здании производился ремонт, были вскрыты старые несущие конструкции – рельсы, установленные здесь при надстройке третьего этажа. Маркировка, нанесённая на рельсы показала, что произведены они в августе 1939 года. Здание пережило Сталинградскую битву с относительно небольшими потерями и было восстановлено уже к 1945 году. По завершении восстановительных работ в здание въехал Облфинотдел, позднее здание было передано Областному комитету Комсомола.

Завершение восстановления здания 1945 г. Фото из архива Волгоградского дома архитекторов

Здание сегодня
В настоящий момент в здании располагается Волгоградский областной краеведческий музей, который занимает также соседнее здание (бывшей Земской управы). В здании сегодня размещаются выставочные залы и административные помещения.

Ремонтные работы на лестнице, октябрь 2006 г. Хорошо видна П-образная сварная конструкция, повышающая прочность надстроенных верхних маршей лестницы. Фото Волгоградского областного краеведческого музея

 

 

Маркировка рельса. Фото Волгоградского областного краеведческого музея

 

 

Отреставрированная лестница

 

Площадка второго этажа. Обращают на себя внимание разные перила лестницы. Внизу — 1870-х гг., вверху — 1930-х

 

Лестница. Вид от входа

 

Сверху лестница предстаёт в удивительном виде. Подробнее про эту лестницу

Здание Волжско-Камского банка – одно из старейших в центральной части города. Его хорошая сохранность – важное достояние города.

При написании статьи использованы в том числе материалы книг А.Ю. Авчухова. «Время и деньги. Свидетельства истории», А.В. Материкина «Очерки истории Царицынской Городской Думы», материалы автора.