ЗИС-5
ЗИС-5

ЗИС-5

В Волгограде, на Автотранспортной улице, стоит необычный памятник – целый автомобиль Зис-5. Этот памятник (наряду с «Маяком», Главпочтамтом, «Победой», Мед.университетом и т.п.) – ещё одно произведение известного сталинградского/волгоградского архитектора Е.И. Левитана. ЗИС-5 — памятник автомобилистам Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. 
 

ЗИС-5
– это знаменитая «Катюша». ЗИС-5 – это рабочая лошадь, вытягивавшая на своих
плечах всю тяжесть фронтов, возившая солдат и боеприпасы, оружие, раненых,
убитых, в раскалённое лето или в студёную зиму. Предельно простой,
неприхотливый, работавший на самом низкосортном бензине, никогда не ведавший
богатой приборной доски, отопления салона, забывавший на месяцы что такое
дорога, понимая под этим словом любое пространство земли перед собой – он стал
одним из символов Победы, деля свой пьедестал вместе с «полуторкой». ЗИС-5
преданно отслужил на войне, на стройках, на полях, с 30-х и до 60-х.

 

 

 

 

 

Памятник
был открыт к сорокалетию Победы – 8 мая 1985 года. Машина установлена на
массивном бетонном пьедестале, площадка, на которой непосредственно стоит
автомобиль, круто поднимает его вверх. Эта машина действительно
эксплуатировалась на дорогах Сталинграда, а потом долгое время принадлежала
предприятию «Торгтранс». Воевала ли эта машина на дорогах Сталинградской битвы — вопрос, однозначного ответа на который мы не нашли. Списанная, она много лет простояла в гараже, пока из
неё не сделали памятник. 

 

 

Раньше
на пьедестале была металлическая табличка, но в 90-е её украли. После
восстановления в 2008 г. появилась современная, мраморная. 

 

Судя по решётке радиатора — машина на момент постановки на пьедестал была довольно потрёпанной  

Вместо штатного лобового стекла стоит лист оргстекла. Не понятно, отсутствовало ли стекло с самого начала или это — восстановление 2008 г. Обе двери кабины съехали с оси и не закрываются.

Многие узлы машины, судя по всему, на месте, однако некоторые части прикручены снизу проволокой.  

ЗИС-5 стоит не на своих колёсах, а на специальных подпорках, исключающих его скатывание 

Памятник со всех сторон выглядит хорошо, стильно

 

По-хорошему, этот памятник нуждается в серьёзном ремонте. Машину нужно восстановить, убрать проволоку, перевесить перекосившиеся двери, поставить более похожие на настоящие стёкла, устранить ещё ряд проблем. 

  

Так памятник выглядел до восстановления в 2008 г. Фото Олега Димитрова. Источник

 

Памятник очень ценен и интересен. И хотя он не уникален (в ряде других городов России и бывшего СССР встречаются подобные) — он очень символичен для памяти Сталинградской битвы и нашей Великой Победы.