История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • МОНИТОРИНГ

    Разделённый дом

    История Волгограда знает дома соединённые, когда два старинных дома превращаются в один (таких примеров много), но есть и один - разделённый, хотя и разделение это произошло ещё на проектной стадии. 
     

     

    Царицынская застройка, сохранявшаяся и в довоенном Сталинграде, сформировала здесь улицу Ломоносовскую, которая, собственно, и была возрождена после завершения Сталинградской битвы, и сегодня представляет собой начальную часть улицы Мира. 

    В нескольких статьях ранее мы уже описали большую часть этого квартала, являющегося, благодаря близкому расположению к площади Павших борцов, одним из самых заметных мест в городе и важным современным элементом визуальной истории Волгограда. В этой же статье мы рассмотрим ещё два здания, заметно влияющие на архитектуру площади – дома №8 и №10. 

    Примечательно, что в отличие от всех без исключения окружающих их домов, эти два – не включены в перечень охраняемых памятников, что удивительно, с учётом их архитектурной выразительности. 
     

    схема сформирована с помощью системы 2ГИС

     
    Как видно из схемы, дома (выделены красным цветом) стоят окружённые с трёх сторон улицами - Мира, Володарского и Пушкина. С четвёртой стороны они входят в квартальный двор. Мира, 10 углом выходит на площадь Павших борцов.

    Почему мы рассматриваем эти два дома вместе? Тому есть одна существенная причина. Дело в том, что изначально эти два здания проектировались как одно. В послевоенном Сталинграде, ещё до создания улицы Мира, дом стоял под одни общим адресом – ул. Ломоносовская, 22. 
     

     

    На макете на первом плане представлена планировка Комсомольского сквера с реконструированным в 1952 г. зданием театра им. Горького (совр. НЭТ). Направо от него, через сквер стоит дом ул. Ленина, 19 (известный у краеведов как "Дом с лебедями"). Самым дальним на схеме, за домом с Лебедями располагается здание ул. Ленина, 17 ("Дом Инжкоопстроя", восстановленный после войны по проекту И.Е. Фиалко). Все эти три здания - довоенные, восстановленные к 1952 г. К интересующим нас домам прилегает дом Мира, 6, расположенный рядом с домом Инжкоопстроя - послевоенный, его П-образный план был задан заранее, уже на общем проекте застройки улицы Мира. Крайним слева вверху виден дом Ломоносовская, 22.

     

    На макете улицы отчётливо видно, что интересующее нас здание по ул. Ломоносова, 22 – единое, два его корпуса соединены переходом.

     

     

    Сохранилась фотография макета самого этого здания, которая также представляет его целостным, с соединительным переходом между двумя частями. 

     

    Ломоносовская, 22 как целостный дом. Для того, чтобы попасть во двор в доме была предусмотрена арка, которая при разделении исчезла из окончательного проекта.

     
    Автором проекта ул. Ломоносовская, 22 был архитектор Сергей Николаевич Блументаль. Наиболее известным другим его проектом (выполненным в соавторстве) стало здание Сельскохозяйственного института. 

    В окончательном варианте целостное здание Ломоносовской, 22 так и не было реализовано, соединительная перегородка оказалась убранной и дом стал существовать как два дома. Сегодня две части Ломоносовской, 22 числятся под адресами ул. Мира, 8 и Мира, 10. 

    Мира, 8

    Правая часть Ломоносовской, 22 – современный дом Мира, 8.

     

    Как уже указывалось, в первоначальном проекте в здании должна была располагаться большая арка, убранная из проекта при разделении здания. Общая высота в исходном проекте Блументаля составляла 4 этажа, а наиболее выразительная часть здания – квадратная в плане башня, увенчанная четырёхскатной крышей – 6 этажей. Башня с необычными арочными окнами должна была стать «центром тяжести» Ломоносовской, 22, однако при разделении в здании Мира, 8 она оказалась торцевой. Башня сохранила свои 6 этажей, в то время как этажность остальной части дома была увеличена до 5.
     
    Несмотря на разделение, при взгляде от площади Павших борцов два дома по-прежнему выглядят как один, именно за счёт шестиэтажной башни. Здание с самого начала рассматривалось как жилое, однако на первом этаже должно было располагаться отделение связи. Для этого отделения уже был разработан проект, над которым работали архитекторы В. Сидоров и Г. Фельдман. 
     

    Интерьер отделения связи повторял арочный стиль «башни», однако проект этот так и не был реализован 


    Здание было введено в эксплуатацию в 1951 г. Общая его площадь составляет 2629 кв. метров. Рассмотрим дом со всех сторон.

    Мира, 8 со стороны двора 


    Фасад на ул. Мира 


    Здесь дома должны были соединяться. На стене кое-где отвалилась штукатурка, впрочем дыры временно залатали 


    Торцевая часть здания. Здесь всё получилось очень просто, тогда как в исходном проекте Блументаля здесь должны были быть колонны, такие же как на фасадах Мира, 10. Однако при разделении домов колонны убрали


    Балконные ограждения. Конструкция балкона начала разрушаться, однако был проведён консервирующий ремонт 

     

    Одной из особенностей обоих зданий является оригинальный карниз, поддерживаемый примечательными консолями. И карниз, и консоли - бетонные. Карниз на Мира, 8 - точно такой же, как и на соседнем доме Мира, 10, что является следом старого единого проекта дома Ломоносовская, 22. Карниз на обоих зданиях находится в плохом состоянии.


    Дворовый угол с водосточной трубой 


    Наиболее плохое состояние карниза - на дворовой стороне, где на крышу выводит пожарная лестница


    Капитальный ремонт здания запланирован на 2021-й год. В принципе внешнее состояние здания можно охарактеризовать как удовлетворительное. 

    Мира, 10
     
    Вторая часть Ломоносовской, 22 – современный дом Мира, 10.



    Здание, которое сегодня стоит под адресом Мира, 10 было возведено ещё в довоенном Сталинграде по проекту архитектора Александра Дроздова, в конструктивистском стиле.
     

    Вид на здание со стороны современного памятника Александру Невскому, налево ведёт ул. Володарского, её пересекает ул. Ломоносовская

     
    После завершения Сталинградской битвы, здание было решено частично восстановить, придав ему, правда, совершенно другой внешний вид. Согласно послевоенному проекту С. Блументаля оно должно было стать составной частью дома Ломоносовская, 22, однако впоследствии осталось самостоятельным. 
     

    Фото начала 50-х гг.


    Дом был введён в эксплуатацию на год раньше Мира, 8 - в 1950 году с площадью 3796 кв. метров. 
     

    Если сравнить с макетом Блументаля фасадные балконы 3-го этажа должны были иметь собственные небольшие колонны

     
    Начнём осмотр здания с места предполагавшегося Блументалем соединения домов. 

    Между двумя домами получился свободный проход 


    Оформление Мира, 10 с одной стороны похоже на Мира, 8, но имеет ряд существенных отличий, например, многочисленные колонны на всех фасадах. Обращает на себя внимание, что выкрашена только одна колонна - которая смотрит на ул. Мира и видна с площади 


    Угол ул. Мира и ул. Володарского. Окраска карниза выполнена строго по ул. Мира, так как фасад на ул. Володарского не виден с площади 


    Колонны на ул. Володарского - такие же, как и на ул. Мира (только не покрашены, т.к. во время парада на площади их не видно). Вероятно в доме планировались проходные подъезды, но выходы на улицу сегодня не используются по назначению. Колонны обрамляют окна подъездов.


    Состояние фасада на ул. Володарского требует ремонта

    Фасад на перекрёсток ул. Володарского с ул. Пушкина. Здесь архитектором создан ряд самостоятельных элементов, не встречающихся больше ни с одной стороны 


    Летние краски. Очень оптимистичная южная архитектура. Вид портит только состояние карниза. Правая водосточная труба заменена, левая - нет 

     

    Внутреннее расположение комнат, приходящихся на этот живописный угол не совсем удобно. Комнаты состоят из трёх стен, одна из которых - скруглённая. Восьмигранные окна ведут на кухни и в санузлы, из-за чего помещения оказываются тёмными. Здесь внутренняя архитектура помещений принесена в жертву внешней.  


    Карниз и восьмигранное окно. Восьмигранных окон нет больше нигде в доме 

     

    Фасады на ул. Мира и на ул. Володарского на уровне четвёртого этажа украшены гипсовыми панно. Их шесть штук, три - на одну сторону и три - на другую. Тематика панно повторяется по одному разу на каждую сторону. Как и все элементы фасада на ул. Мира, панно на её стороне окрашены, соответственно, парные к ним на улицу Володарского - не окрашены. 


    Танцовщица (ул. Мира) 


    Танцовщица (ул. Володарского) 


     

    Рабочий. Фоном для рабочего служит городской пейзаж, справа как будто виднеется стела, возможно имеется в виду площадь Павших борцов (ул. Мира)

     

     


    Рабочий (ул. Володарского) 


    Солдат с автоматом. Слева от солдата явно читается Спасская башня Кремля, благодаря чему совершенно очевидно, что панно посвящено обороне Москвы в 1941 г. (ул. Мира)


    Солдат с автоматом (ул. Володарского) 

     

    При таком разнообразии фасадов здания было бы странно ожидать увидеть дворовый фасад без украшений. Разумеется, они есть и там, причём стиль дворовых фасадов также самостоятелен и оригинален, как и всё остальное.  


    Двор. Справа - стена Мира, 8. Крыло впереди - на сторону ул. Пушкина имеет эркер, в который спрятана часть подъездной лестницы. Часть здания слева (на ул. Володарского) эркеров не имеет, подъезды здесь имеют лоджии с арочными окнами


    В нескольких местах подъездные арки заложены кирпичом 


    В других случаях - не заложены. Подъездные лоджии заполнены романтичным хламом. Решётки - ограждения лоджий имеют свой оригинальный рисунок


    Угловой подъезд, оформленный в виде небольшой башенки. Двор у дома очень атмосферный 


     

    Мира 8 и 10, части несостоявшегося здания Ломоносовская, 22 - пожалуй, одни из самых оригинальных во всей застройке послевоенного Сталинграда. Выстроенные в ярко выраженной асимметрии они, тем не менее, смотрятся гармонично и стройно. Разбиение здания на две части ослабило заложенные Блументалем архитектурные эффекты, однако и в таком виде дома очень необычны, чем больше вникаешь в их детали - тем больше удивляешься. Внешнее состояние обоих зданий - удовлетворительное, за исключением карнизов. Капремонт, запланированный на 2021-й год должен решить все имеющиеся проблемы. 

    Просмотров: 2590
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    Вит

    7 декабря 2016 12:20 Публикаций: 0 Комментариев: 22 Статус: Пользователь offline

    Принизительно&n
    bsp; как то назвали улицу  Ломоносов
    ская ,&nbs
    p;  &
    nbsp; &nbs
    p;  впрочем стоит ли удивляться 

    Роман Шкода

    7 декабря 2016 22:18 Публикаций: 523 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Это была норма в те времена, тогда не было конструкции "улица имени такого-то", названия были: Пушкинская, Гоголевская, Ломоносовская - только так.

    kard

    12 января 2017 21:40 Публикаций: 0 Комментариев: 2 Статус: Пользователь offline

    Карниз и восьмигранное окно. Восьмигранных окон нет больше нигде в доме
     

    Восьмигранные окна есть ещё на входе во двор ;-) (там тоже сануузлы)

    История великолепная! Спасибо!


    Роман Шкода

    17 января 2017 20:41 Публикаций: 523 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Спасибо да уточнение!

    Ricoshet

    20 января 2017 17:53 Публикаций: 0 Комментариев: 40 Статус: Пользователь offline

    На круглых панно по улице Мира из-за побелки не видны мелкие детали.
    Вы думаете, что на панно с рабочим "справа как будто виднеется стела, возможно имеется в виду площадь Павших борцов", но на таком же изображении по улице Володарского отлично видно, что это не стелла, а подъемный кран.
    Зато слева от фигуры рабочего виден дом с остроконечной башенкой, а справа - с какой-то полукруглой. Мне даже на минуту показалось, что слева здание волгоградского ЖД вокзала, а справа и чуть выше - здание школы №10 на ул.Пархоменко: очень уж похоже взаимное расположение, хотя, конечно пропорции не те... Да и с учетом того, что на соседнем панно с солдатом изображена столица, нельзя исключить, что это и не Волгоград, а какой-то другой город. Или вовсе - фантазия автора.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    ВКонтакте