Волгограда бывает уникальным образом
закодирована в стенах многих городских
зданий. Эти удивительные дома,
воспринимаемые прохожими как целостные,
на самом деле состоят из многочисленных
сложных вставок, достроек, перепланированных
полностью или частично фасадов. Иногда
под обликом послевоенной «сталинки»
прячется довоенный конструктивизм, а
иногда и наоборот — под фасадами
дореволюционного купеческого особняка
стоит постройка послевоенного периода.
Разберёмся с одним из таких сложных
зданий.
1. Историческое здание
номером «1» стоит здание, в котором с
1951 года располагался Сталинградский
институт инженеров городского хозяйства
(от этого имени и получивший своё
сокращённое название-прозвище — «Горхоз»).
Известно, что до революции это здание
принадлежало купцу А.М. Шлыкову и
использовалось им как личный жилой дом.
С 1918 г. здесь был расположен Сталинградский
образцовый педагогический техникум
им. Ленина. После войны здание, получившее значительные повреждения во время боёв, восстанавливалось под институт.
Неоднократно впоследствии переименованный,
институт был существенно расширен, в
60-е — 90-е годы к старому зданию, получившему
название «Корпус «А»» были пристроены
ещё четыре корпуса. Впрочем, с более
поздними корпусами не возникает никаких
исторических вопросов, а вот самый
первый корпус — из сплошных вопросов
и состоит.
угол улиц Академической и Циолковского
(бывших, соответственно, Дубовской и
Каширской) — типичный по архитектуре
дом, принадлежащий к провинциальному
романтизму конца XIX –
начала ХХ века. От своих
сохранившихся собратьев он отличается
лишь огромными масштабами. Но не всё так однозначно.
История Волгограда, как и история
Царицына, полна сюрпризов.
Александр Михайлович Шлыков — один из крупнейших лесопромышленников и домовладельцев Царицына, дважды (в 1890-е годы) занимавший пост Городского Головы. Начинал свой путь с владения небольшой колёсной мастерской. Шлыкову принадлежал ряд крупных зданий, в том числе здание современного Казачьего театра, корпус Педагогического университета на углу ул. Рабоче-Крестьянской и Академической, и ряд других. На собственные средства выстроил Крестовоздвиженскую церковь на Сенной площади (о Шлыкове — см. подробную статью). |
Сюрпризы эти держатся за
очень маленький объём информации,
который имеется об этом здании: на
сегодняшний день не известно ни одной
его дореволюционной/довоенной фотографии,
полностью отсутствуют и фотографии
соседних зданий (за исключением Казачьего театра).
основной корпус состоит из трёх этажей
с двухэтажными крыльями. В плане он
представляет собой замкнутый прямоугольник,
разделённый поперечной частью, образующей
внутри два не связанных между собою
двора. Однако в прошлом здание это было
совсем другое.
разрушения
ранние фотографии здания, дошедшие до
нашего времени — относятся к военному
времени, ориентировочно к 1944 г.
рис. 2. Послевоенные разрушения, снимок сделан со стороны совр. Казачьего театра
с объёмным разрушением главного
фасада. Это и есть дом Шлыкова и довоенный
Педагогический техникум. Как видно, он
существенно отличается в объёме от
современного «Корпуса «А»».
рис. 3. Послевоенные разрушения, снимок сделан со стороны совр. ул. Циолковского. Фотография из архива П.П. Олейникова
конце 40-х годов здесь проводятся
масштабные работы,
причём объём введённого в строй в 1951-1952 гг. восстановленного здания значительно превышает довоенный.
Однако поскольку строительство новых
частей велось с сохранением дореволюционного
архитектурного стиля, это обстоятельство не
бросается в глаза.
восстановление
рис. 4. Восстановление здания (1950-1951 гг.)
марта 1943 года, почти два месяца спустя
после капитуляции 6-й немецкой армии,
фашистская авиация, кажется, в последний
раз оказалась в небе над Сталинградом.
Это были уже не бомбардировщики, а «рама»
— самолёт-разведчик, производивший
аэрофотосъёмку города. Для чего немецкому
командованию могла потребоваться эта
съёмка — сказать сложно, но это отдельная тема. Важно, что на фотографиях
высокого качества видны все разрушенные
здания города и даже (из-за отсутствия крыш)
многие стены внутри.
сразу несколько, а точнее — целых пять
отдельных зданий, которые сегодня
объединены в один дом, именуемый «Корпус
«А»». На фрагменте снимка эти здания
обозначены цифрами.
рис. 5. Фрагмент аэрофотосъёмки 1943 г.
углу ул. Академической и ул. Циолковского.
Академической (Дубовской).
отличающаяся по архитектуре противоположная
часть главного фасада — угол ул.
Академической и ул. Краснослободской
(сегодня это — небольшой проезд между
«Горхозом» и Казачьим театром, до
революции — ул. Коломенская).
Небольшое «Г»-образное одноэтажное
здание по ул. Краснослободской,
Следующее по улице Краснослободской
здание.
развернулось строительство, завершившееся
к 1951-1952 гг. Все пять зданий после реконструкции стали одним
целым.
рис. 6. Общий внешний вид реконструированного здания, 50-е гг.
данные аэрофотосъёмки с современными
спутниковыми снимками (и просто с внешним
видом здания), можно выделить такие его
части.
рис. 7. На фото зелёным цветом выделены
объёмы, существовавшие в довоенный
период (цифры соответствуют рис. 5). Как
видно, современный главный фасад здания
состоит из трёх старых домов, причём
небольшие двухэтажные «крылья» («1» и
«3») — это когда-то здания, отдельные от дома
Шлыкова («2»). Красным цветом выделен
объём, построенный к 1951 году (обозначен
«В»). Этот объём заполнил пустое
пространство, существовавшее прежде
между домом Шлыкова («2») и зданием по
ул. Циолковского («1»), а также дополнил
дом Шлыкова третьим этажом. На фото
выделен также объём «B`»,
поставленный на месте разрушенного
фасада дома Шлыкова.
«Корпус «А»» выглядит следующим
образом:
рис. 8. Спутниковый снимок «Корпуса А» (обведён жёлтым кругом)
на этом снимке «родные» и восстановленные
к 1951 году части.
рис. 9. Довоенные и послевоенные объёмы здания.
в довоенный период и представлявшие
собой пять зданий. Красным обведены
пристройки послевоенного времени. «А».
Объём, пристроенный к угловому зданию
«1» вдоль ул. Циолковского. «В». Показанный
выше объём, заполнивший пустоту между
«1» и «2» (дом Шлыкова) и добавивший дому
Шлыкова третий этаж. «С». Объём, соединивший
заднюю часть дома Шлыкова (которая в
дворовой части была немного уменьшена)
и здание «5». Здание «5» было расширено
в два раза. «C`» —
небольшая пристройка к «4», превратившая
его из «Г-образного» в прямоугольный.
«D». Поздняя пристройка
начала 2000-х годов.
образом, современное здание состоит из
пяти дореволюционных построек, соединённых
между собой четырьмя послевоенными
объёмами, три из которых созданы к 1951
году, а четвёртый — в начале 2000-х гг.
все эти объёмы применительно к внешнему
виду здания.
«1» и объём «А»
— часть здания стоящая вдоль ул.
Циолковского. После восстановления
здания эта сторона корпуса стала
выглядеть так:
рис. 10. Часть здания, выходящая на ул. Циолковского
на этой фотографии обозначить схему
перестройки, то выглядеть она будет
так:
рис. 11. Фото с ул. Циолковского с выделенной исторической частью («1») и послевоенным объёмом «А»
образом, сторона старого «Горхоза»,
выходящая на ул. Циолковского — большей
частью представляет собой послевоенную
имитацию дореволюционного здания.
Догадаться об этом по внешним признакам
довольно сложно (весь кирпич равномерно окрашен), хотя если снять
покрывающую здание краску станет видно,
что построено оно не из исторического
красного, а из белого, силикатного
кирпича.
полной имитации делать не стали, с этой
стороны на здании присутствуют
декоративные элементы, которых нет
больше нигде на других фасадах:
рис. 12. Бывший боковой вход в корпус
двигаясь к углу здания, мы выходим на
историческую часть «1».
рис. 13. Объём «1», бывшее отдельное здание на углу ул. Циолковского и Академической
сожалению, про угловой дом на перекрёстке
ул. Дубовской (Академической) и Каширской
(Циолковского) ничего не известно,
отсутствуют его исторические фотографии (не считая
аэрофотосъёмки). Поэтому нельзя ничего
сказать и про его исторический внешний
вид. На сегодняшний день его стиль
приближен к противоположному двухэтажному
крылу (объём «3»), однако существовал ли
этот стиль изначально или был придан
зданию при восстановлении 1951 г. — можно
будет сказать только после дополнительных исследований. На данный момент здесь видны многочисленные вставки силикатного кирпича 50-х годов.
мы видим характерную деталь всего
современного здания — парные полуколонны,
поставленные на угол группами.
рис. 14. Детали оформления угла здания
Подобные же полуколонны есть на объёме «3», но там они значительно сложнее оформлены.
Шлыкова («2») и объём «В»
к центральному фасаду здания.
рис. 15. Главный фасад
всей видимости, до строительства корпусов
60-70-х годов здесь располагался парадный
вход в здание, что потребовало перестроить
старые шлыковские окна в центре на
первом этаже, сделав их арочными (некоторое время они были дверями, а потом снова стали окнами). В
остальном два этажа шлыковского дома
сохранили своё внешнее оформление. Выше
надстроен послевоенный этаж.
рис. 16. Главный фасад с выделенным объёмом старого дома Шлыкова
хорошо видно, что все белые парные
полуколонны — искусная послевоенная имитация
дореволюционного стиля. Вообще здесь
надо отметить, что вообще данный элемент —
один из традиционных в архитектуре
старого Царицына (а вместе с ним
встречающийся и в Дубвке с Камышином).
Данный элемент достаточно оригинален.
Например, в Саратове, бывшем тогда для
Царицына губернским городом, такой
архитектурный элемент практически не
встречается.
здание венчает герб СССР (колосья на
котором обвиты 16 раз) и дата окончания
строительства — «1952».
рис. 17. Герб СССР и дата завершения реконструкции здания
этой стороне здания сохранились
оригинальные окна первого и второго
этажа, которые были ещё при Шлыкове.
рис. 18. Окно,
с обрамляющим его богатым сандриком — тип окон
первого этажа дома Шлыкова. На пристроенном объёме
«В» эти окна досконально имитированы.
рис. 18. Окно, с обрамляющим его сандриком — тип окон второго этажа дома Шлыкова. На пристроенном объёме «В» эти окна также качественно имитированы
рис. 19. Верхняя
часть здания (объём «В»). Сюда в 80-90-е гг. добавлено
ещё несколько рядов кирпичей, которые
с того времени не красились
рис. 20. Парные
полуколонны, имитация дореволюционной
архитектуры 1951 г.
на углу Дубовской и Краснослободской
улиц (объём «3»)
здание, которое теперь встроено в общий
объём «Корпуса «А»» — наиболее
хорошо сохранившееся, когда-то
самостоятельное здание. Практически вся дворовая стена, а также стена выходящая на бывш. ул. Краснослободскую сохранились в историческом кирпиче, вопрос о фасаде на ул. Академическую пока не вполне ясен, однако кирпич там однозначно сохранился более чем на половину. Кирпичные
украшения этой части здания в деталях
совершенно не похожи на остальные части,
хотя при беглом взгляде это почти не
бросается в глаза.
рис. 21. Вид на объём «3», который был когда-то самостоятельным зданием, пристроенным к дому Шлыкова
резьба отличается здесь роскошным богатством форм. На фасаде практически
нельзя найти ни одного «ровного» участка,
лишённого узорчатого рельефа.
рис. 22. Угловые элементы здания. ср. с рис. 14
именно отсюда и заимствованы полуколонны,
а также значительная часть украшений
третьего этажа, перешедших на стиль
обновлённого здания в целом.
рис. 23. Дворовая
часть объёма «3». Оформление здесь
намного проще, но также присутствует. Также здесь сохранился фрагмент старого кирпичного забора (до ворот)
рис. 24. Бывший магазин или склад — объём «4»
Объём «5», как уже указывалось выше, расширен приблизительно в два раза, что сразу видно по кирпичной кладке здания:
рис. 25. Объём «5». Зелёной линией обозначена граница старого здания, которое почти полностью состоит из исторического кирпича, и пристройки 50-х гг., в отличие от предыдущей части полностью силикатной
рис. 26. Дворовой фасад пристройки вдоль ул. Циолковского (объём «А»). Этот объём полностью новодельный и целиком состоит из силикатного кирпича 40-50-х гг.
Надо сказать, что, несмотря на сложности с восстановлением исторических частей здания и большими объёмами послевоенного строительства, требовавшими от строителей укладываться в сроки, восстановление и новое строительство будущего здания института велось с большой тщательностью. При поверхностном, беглом взгляде на дворовые фасады у случайного зрителя сложится полное впечатление того, что он находится в старом царицынском дворе, в полностью сохранившемся дореволюционном здании. Между тем, первый двор, наиболее крупный, прилегающий к ул. Циолковского, до революции вообще отсутствовал, отсюда существовал свободный выход на ул. Каширскую (Циолковского), хотя, возможно, он был перегорожен одноэтажными деревянными домами, полностью уничтоженными во время боёв, которые вела здесь с фашистами 92-я отдельная стрелковая бригада Северного флота в сентябре 1942 года. Здесь великолепно имитированы не только кладка, но и многочисленные архитектурные элементы, например, сандрики. Некоторые элементы созданы в оригинальном виде, но они полностью укладываются в старый стиль.
Основная часть корпуса, выходящая на ул. Академическую, со стороны двора выглядит таким образом:
рис. 27. Внешний вид дома Шлыкова («2») и объёма «В» (часть второго и весь третий этаж) со двора
К сожалению, даже беглый взгляд на этот фасад выдаёт его почти полностью послевоенное происхождение. Более 90% всего кирпича, видимого на рис. 27 — силикатная кладка начала 50-х гг. Обращают на себя внимание оригинальные балконы разных форм.
Большое внутреннее пространство здания делится на два внутренних двора небольшой одноэтажной постройкой, представляющей собой изнутри коридор с одним рядом кабинетов. Судя по данным аэрофотосъёмки, данная пристройка (сообщающая старому дому Шлыкова Т-образный вид) сохранилась с дореволюционных времён, однако вся стена, выходящая в большой двор, построена после войны, вероятно на историческом фундаменте.
рис. 28. Постройка, разделяющая внутренний двор здания на две части
Для того чтобы понять, насколько велик объём послевоенного восстановления дворового фасада, достаточно сказать, что при визуальном осмотре нам удалось выделить всего два фрагмента стены, уцелевшего со времён Шлыкова. Первый фрагмент выделен на следующем фото:
рис. 29. Фрагмент стены дворового фасада, сохранившийся со шлыковского времени. Над историческими окнами второго этажа сохранились оригинальные сандрики, которые не стали имитировать на более поздних частях здания
Интересной особенностью сохранившихся фрагментов стены является то, что все они состоят из кладки тычкового типа — когда кирпич выходит на внешнюю стену своим торцом. Такая кладка придаёт стене наибольшую прочность, но, вместе с тем, она — наиболее дорогая и сложная в строительстве.
рис. 30. Граница «шлыковской» кладки и кладки 1951 г. На фото также виден фрагмент исторического дворового сандрика
Второй полностью сохранившийся фрагмент исторической стены располагается над постройкой, делящей внутренний двор на две части:
рис. 31. Граница исторического кирпича по основной стене отделена зелёной линией, здесь также присутствуют исторические сандрики
В заключение необходимо добавить, что с большого двора имеется вход в подвальное помещение, в котором сегодня располагается Музей архитектуры Царицына-Сталинграда-Волгограда, один из интереснейших и наиболее атмосферных музеев Волгограда. Здесь полностью сохранилась старая кладка, включая сложнейшие потолочные своды.
рис. 32. Один из залов музея