Царицын в конце XIX – начале XX века представлял собой город, развивавшийся с фантастической скоростью. Если в середине XIX века это – малюсенький уездный городишка, притулившийся к берегу Волги посредине великой степи, то в конце девятнадцатого столетия это уже город, реально претендующий на статус губернского. В несколько десятилетий население с 7000 человек возрастает здесь до 70000, а потом – и до 100000, город разрастается на глазах. Каждые несколько лет здесь строят большой храм – потому что старые уже не справляются с потоком людей. На месте избушек середины XIX века здесь сразу ставят большие красивые каменные здания в несколько этажей. Здесь появляются железобетонные мосты, дома с лифтами; во времена, когда почти вся остальная Россия ещё ездит на телегах, здесь случаются первые настоящие автомобильные ДТП. Россия не знала более города, с такой внутренней силой, энергией, с такой колоссальной пассионарностью. Царицын – первый в России город, в котором появились электрические уличные фонари (раньше, чем в Петербурге!); Царицын – город, в котором телефонная связь возникла всего лишь через три года после появления её в столицах; Царицын – первый в России уездный город, в котором появился трамвай. Первая в России станция очистки водопроводной воды была построена в России в 1888 г., в Петербурге. В уездном Царицыне очистка воды началась с 1891 года – всего через три года. О водопроводе сегодня и пойдёт речь.
Фото 1894 г. Водокачка открыта всего лишь 3 года назад. Хорошо виден первоначальный рельеф местности
Разговоры о необходимости устройства в Царицыне водопровода шли с конца 1860-х гг. Изначально предполагалось, что строительством будет заниматься П.И. Губонин, который выстроил в городе здание Вокзала и провёл железную дорогу от Царицына до Грязей. Но тогда дело не заладилось. С 1884 года в городе был образован специальный фонд, в который, в основном купцами, вносились пожертвования на строительство водопровода. Средств, разумеется, не хватало и в конце 1880-х город выпустил два 6%-ных займа со сроком погашения 43,5 года (активное участие в выпуске займов принял штабс-капитан А. Браминский).
Постановление Царицынской Городской Думы об окончательном утверждении проекта предполагаемого к постройке городского водопровода от 23.04.1889 г.: «Представленный Городской управой краткий проект предполагаемого к постройке в Царицыне противопожарного водопровода на сто тысяч ведер воды суточного потребления, с первоначальною сметою водопроводных труб на протяжении четырнадцати вёрст и шестнадцати сажень, с запасным резервуаром на шестьдесят тысяч ведер, с фильтрами на пятьдесят тысяч ведер в сутки, с четырнадцатью водоразборными кранами через каждые сто сажень и с устройством водоподъемного здания, с фильтрами выше Бутырского взвоза, утвердить. Ценность водопровода, согласно доклада Управы определить сто восемьдесят пять тысяч рублей» (Прив. по: А.В. Материкин. Очерки истории Царицынской Городской Думы. Кн.1. –с. 320) .
Подряд на строительно-монтажные работы был выставлен на торги, состоявшиеся 2 августа 1889 г. В торгах приняли участие три фирмы: Когана, Бромлея и Бари. Коган предложил городу проведение всех работ по стоимости 214750 руб., Бромлей – 222800 руб., Бари – 262623 рубля. Впоследствии Коган от участия отказался и выбор пал на фирму Бромлея.
Строительство велось фирмой «Братья Бромлей и К» по проекту инженера Н.П. Зимина. Договор с фирмой был заключён с городской управой 17 ноября 1889 г. Стоимость работ согласно постановлению Городской Думы от 20.09.1889 г. определялась в 215 900 рублей. Строительство велось рекордными темпами и уже менее чем через год, 21 октября 1890 года водопровод был торжественно открыт.
Николай Петрович Зимин (фото из фондов Музея Водоканала). Сын тюремного смотрителя. В 1873 г. окончил Московское ремесленное училище. С 1875 г. — техник (позже — заведующий) Московской городской службы по работе с загородными частями московского водопровода. Принимал активное участие в разработке проектов и смет водопроводов городов Тамбова, Вологды, Самары и Саратова. В 1888 г. опубликовал брошюру «Сметы и различные ведомости к проекту водоснабжения города Царицына».
К моменту окончания работ был построен машинный зал, внутри которого были установлены паровой котел, паровая машина, два поршневых насоса и четыре цистерны-резервуара. В разных местах города было построено 11 водоразборных будок и подготовлено 75 пожарных кранов.
Протяжённость конструкций водопровода на тот момент составляла более 14 вёрст, а его мощность – 150 тысяч вёдер (1844 тыс. тонн) в сутки. Стоимость воды составляла для бань, фабрик и заводов, имеющих паровые машины 15 копеек за 100 вёдер; для домашнего пользования – 20 копеек. При этом, существовало установление, согласно которому горожане, имеющие водопровод, не имели права раздавать воду даром или торговать ею.
Здание Царицынской водокачки сохранилось до нашего времени. Выбор именно этого места определялся исключительно экономической целесообразностью, санитарные и экологические факторы не принимались в расчёт вообще. Наиболее эффективным на тот момент было такое устройство водозабора, которое бы предельно сокращало длину труб. Именно поэтому водокачка была построена среди пароходных пристаней с глубиной залегания трубы всего лишь в 4 метра. Сохранились данные химико-бактериологических исследований, проводившихся в Царицыне в августе 1910 г. Результаты исследований установили тогда, что место водозабора – одно из наиболее грязных в плане наличия микробов в воде в Царицыне. «Царицынский вестник» в августе 1910 года писал по этому поводу: «9 августа в химико-бактериологической лаборатории провизора Забелло произведён анализ питьевой воды. Была взята вода для анализа из разных мест, но ни холерных, ни тифозных палочек в ней не обнаружено. Но всё-таки вода для питья признана неудовлетворительной. Самое большое число колоний разных микробов обнаружено в устье Царицы (18050), у берега Волги (3840) и под сосуном (2560)».
При этом, в первый период своего существования водопровод подавал в город вообще неочищенную воду. В 1891 году здесь был установлен т.н. «медленный» фильтр английской системы с производительностью 700 кубометров в сутки. Способ очистки воды в этом фильтре был нехитрым. Вода поступала в резервуары, на дне которых на слое гравия находился слой песка толщиной около метра. Вода очищалась проходя через песок. Песок меняли один-два раза в месяц. К 1900 году были установлены три фильтра Джуэлля (американского производства, вертикального типа, изготовленных из сибирской лиственницы) мощностью в 100 тысяч ведер в сутки.
Водопровод постоянно расширялся. К 1909 году совокупная протяжённость его коммуникаций составила уже 50 вёрст с мощностью до 600 тыс. вёдер в сутки (при фактическом среднесуточном потреблении в 300 тыс. вёдер).
В XX веке водопровод был дважды разрушен. В первый раз во время Гражданской войны в январе 1920 г. (взорван при отступлении Белой армии из города; восстановлен осенью 1922 г.), второй раз – во время Сталинградской битвы. После восстановления в 40-50-е гг. здание было существенно перестроено: к нему была пристроена колоннада, изменена форма крыши и т.п.
Фото начала 50-х гг. Хорошо видно — сколь близко волжская вода подступала к зданию. Сейчас берег существенно отодвинут.
Фото начала 80-х гг. (архив Лапинского)
В настоящее время старая царицынская водокачка находится в резерве. Здание частично занято Администрацией, частично — законсервировано. Здесь же располагается Музей Водоканала, о котором мы писали ранее.
Строительство водопроводной системы стало важной вехой в истории развития нашего города, помогло ему сделать ещё один шаг вперёд на пути беспрецедентного исторического развития, которое он собою воплощал.
Важнейшие детали текста настоящей стати содержатся в книге «Чистая вода от чистого сердца», изданной изд-вом «Панорама» в 2010 г. и подаренной мне Анной Степновой — за что я ей крайне признателен.
Так же по теме:
Водозаборные жетоны Царицына | |
Тоннель под водокачкой | |