Путешественника, подъезжавшего к Царицыну, поражали необычные вагоны
Путешественника, подъезжавшего к Царицыну, поражали необычные вагоны

Путешественника, подъезжавшего к Царицыну, поражали необычные вагоны

Очень интересное описание купеческой жизни в Царицыне сохранилось в книге «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», т. 7, ч. 2, изданная в 1899 году в Москве.

 

Путешественника, подъезжавшего к Царицыну в те годы поражали очень необычные вагоны

 

«Самый город Царицын благодаря железным дорогам, соединившим его с центром отпускной торговли низовья Волги – с Москвой посредством Грязе-Царицынской линии и с Доном посредством Калачинской линии, значительно изменился. Каменные постройки быстро воздвигаются. Весь центр деятельности города сосредоточился в новой его части близ пароходных пристаней и вокзалов железных дорог. Приезжающего путешественника по железной дороге прежде всего поражают странной формы вагоны, напоминающие громадные бочки с выступами посередине – это наливные вагоны для перевозки нефти нефтяной компании братьев Нобель. Сильное развитие нефтяной промышленности на Апшеронском полуострове дало значительный толчок развитию и благосостоянию Царицына, так как он сделался с проведением железных дорог перехватывающим в значительной степени торговые грузы, которые в прежнее время подымались вплоть до Нижнего. В настоящее время товары идут на Царицын по Волге, а оттуда по железной дороге прямо в Москву».

 

 

Путешественника, подъезжавшего к Царицыну, поражали необычные вагоны

 

Путешественника, подъезжавшего к Царицыну, поражали необычные вагоны

 

«Приезжающего путешественника по железной дороге прежде всего поражают странной формы вагоны, напоминающие громадные бочки с выступами посередине…» – вот эти самые вагоны на снимках Царицына 1880-х гг.

 «Но не одна нефтяная промышленность способствовала коммерческому развитию города. Прямо против самого вокзала Грязе-Царицынской дороги почти на версту тянется ряд прекрасных магазинов, выстроенных по линии железной дороги и принадлежащих крупным астраханским рыбопромышленникам, как, например, братьям Сапожниковым, Ореховым, Марковым, Лианозову и другим».

 

Забавно то, что в конце XIX века царицынские купцы, за неимением подходящего помещения, собирались для заключения сделок в зале ожидания I класса Грязе-Царицынского вокзала. Как известно впоследствии соответствующее помещение было найдено в зале гостиницы «Столичные номера» (на её месте сейчас стоит гостиница «Волгоград»).

 

Коммерческое развитие города велико. Потребность в бирже, где бы царицынские или астраханские купцы могли бы совершать свои торговые сделки, до того велика, что местные купцы устроили себе род коммерческих собраний, так сказать биржу, в вокзале Грязе-Царицынской железной дороги. Путешественника, сидящего в зале первого класса, невольно поражает целый ряд фигур, молча входящих в зал и, помолившись перед большой иконой в углу, молча рассаживающихся. Через несколько минут начинается, судя по мимике, оживлённый разговор полушёпотом по группам в два-три человека. То здесь, то там услышишь приказ, обращённый к лакею: «Пару чаю!», или «Три рюмки водки!» и прерванный шёпот оживлённо возобновляется. Здесь совершаются торговые сделки всевозможных промышленников, здесь выползают мало по малу мушки и таракашки в солидные капиталы».

 

См. другие фото этого раздела в материале Царицын 1880-х гг.