Несбывшиеся планы. часть 2
Несбывшиеся планы. часть 2

Несбывшиеся планы. часть 2

См. часть 1 «Несбывшиеся планы»

 

На конкурс проекта сталинградского Дома Советов, объявленный сразу по утверждении Генерального плана Сталинграда, было предложено несколько проектов, выполненных известными архитекторами. Однако ни один из этих проектов не был принят в связи с наличием большого количества недостатков в каждом из них. Общим недостатком всех проектов было значительное превышение объёмов здания над параметрами, установленными в условиях конкурса. В этой связи был объявлен второй этап конкурса. Среди проектов, представленных на первом этапе, лучшим был признан проект Г.П. Гольца. Поскольку Г.П. Гольца к моменту объявления второго этапа уже не было в живых, доработать его начинание взялась группа архитекторов под руководством Н.П. Былинкина.

Дом Советов в Сталинграде. Проект Н.П. Былинкина, Н. Левинского и С. Райтмана. 

 

Коллектив Былинкина внёс в проект Гольца множество изменений, главным образом поработав над уменьшением объёма здания, доведения его до конкурсных требований. Был удалён портик, существенно упрощён внешний вид. Наиболее бросающиеся в глаза изменения коснулись башни. Башня была сокращена в высоте, перемещена от угла здания внутрь и слита с общим объёмом. Был сильно изменён и её внешний вид. Если башня Гольца напоминала одну из кремлёвских башен, то башня Былинкина (и это отмечалось в заключении Комиссии) напоминала силуэт Адмиралтейства в Ленинграде. 

План второго этажа в проекте Былинкина

 

Несмотря на старания авторов второй редакции проекта эта версия также была отвергнута, правда не совсем а для дальнейшей доработки. Комиссии не понравилось расположение внутренних помещений, интерьеров, был ряд технических замечаний. 

 

Новым проектом, представленным на конкурс был проект, разработанный архитекторами Л.М. Поляковым и А.Б. Борецким. 

Проект Дома Советов Л.М. Полякова и А.Б. Борецкого. Справа отображена стела Вечного огня

 

Проект Полякова не содержал никаких башен, что не понравилось Комиссии. В заключении было указано: «Дом Советов… трактован независимо от описанных тенденций генерального плана центра. С одинаковым правом этот дом можно вообразить в другом городе, на другой площади, для другого назначения. Спроектировано административное здание вообще, безотносительно к особенностям здания. И лишь в приподнятости, в повышенной торжественности, в богатых пластических аксессуарах военного содержания угадывается мысль авторов о Сталинграде». 

Проект Дома Советов Л.М. Полякова и А.Б. Борецкого, план первого этажа 

Кроме того указывалось, что тяжёлые гранитные облицовки не характерны для Дома Советов «они создают образ здания холодный, замкнутый, неприветливый. Несмотря на квалифицированную и внимательную разработку, замысел проекта, чуждый теме, меньше других проектов приближает нас к раскрытию образа Дома Советов средствами архитектуры». 

 

Одним из фаворитов конкурса был проект, разработанный под руководством академика архитектуры И.В. Жолтовского. 

 

 

Дом Советов в Сталенграде. Перспектива проекта И.В. Жолтовского, З.С. Чернышева, Г.А. Захарова 

 

Проект, разработанный группой архитекторов под руководством Жолтовского представлял собой нечто, выбивающееся из общего ряда. Здание было многоугольным, состоящим из пяти частей. В пояснительной записке к проекту Жолтовский писал: «Архитектура нового города, города современной индустрии, не должна использовать старых форм, которые не имеют в нём своих традиций. Композиция, построенная на основе законов классики в их глубоком философском понимании, без применения чуждых данному городу форм и деталей — вот та установка, которая принята к решению этой задачи». Авторы попытались создать «монументальную простоту форм». К проекту здания также прилагался памятник Сталину на площади Павших борцов.

 

Жолтовский решил победить в конкурсе не только нестандартным планом здания, но и нестандартным подходом к участию в самом конкурсе. Под его руководством работала не одна, а три группы архитекторов, каждая из которых представила как бы три проекта. По сути все эти проекты были лишь различными вариациями общей темы. 

План первого этажа в проекте Жолтовского 

 

Выдающаяся часть здания выходила на площадь Павших борцов, два распростёршихся крыла — на ул. Володарского. Здание создавало вокруг себя три отдельных пространства, на которых планировалась разбивка газонов и установка статуй. 

 Второй вариант Жолтовского, созданный в соавторстве с Ю.Н. Шевердяевым

 

Здание, по выражению самого Жолтовского «выступает грудью вперёд» и становится самодовлеющим элементом всей этой части города.

Расположение здания на площади согласно второй версии Жолтовского. В правом нижнем углу виднеется выход ул. Гоголя, ведущей на Привокзальную площадь

 

 

Второй вариант Жолтовского. Разрез по вестибюлю и залу. 

 

 

Третий вариант представлял собой то же в плане здание, с центральной башней, на которой вместо скульптуры предлагалось установить звезду, также вводился ряд других дополнений. 

 

 

 Третий проект Жолтовского, разработанный совместно с М.О. Борщом

 

План первого этажа третьего варианта проета 

Дом Советов в третьем варианте Жолтовского. Разрез по вестибюлю и залу. Видно, что по сравнению со вторым вариантом, башня здесь выше.

Комиссия отмечала, что второй и третий варианты «отличаются большей жизнерадостностью и лёгкостью форм, более свободны от исторических ассоциаций и менее прямолинейны в воплощении образа войны и обороны». 

 

Несмотря на все усилия, ни один из трёх вариантов Жолтовского не прошёл. Комиссия указывала, что «Проекты исходят из характера архитектуры производственных цехов и, ограничивая палитру архитектурных средств, вызывают ассоциацию с заводскими зданиями. Они возвращают нас к пройденному этапу эстетики железобетона». Тезис Жолтовского о том, что в Сталинграде нет сложившейся архитектурной традиции и нужно создавать свою традицию был отвергнут. Было сказано, что архитектурная традиция есть у всей страны в целом и Сталинград не должен быть исключением из этой общей традиции.

 

В общем заключении Комиссии указывалось: «Верно, что Сталинград не имеет своих архитектурных традиций. Верно и то, что создавая вновь город Сталинград, нужно стремиться превозмочь груз исторических традиций и создать город, сверкающий юностью, отражающий в своей архитектуре молодость социалистического общества, новизну его общественных и культурных идеалов, совершенство новой техники». 

Второй этап конкурса прошёл также без победителей. Предполагалось, что авторы доработают свои проекты, а кто-то, возможно, предложит нечто новое. Впрочем, третьему этапу не суждено было сбыться. Кардинально поменялось решение о месте расположения здания: его было решено перенести с юго-западной части площади на северо-западную часть, «за трибуны» площади Павших борцов. Это решение полностью уничтожало все имеющиеся проекты. Кроме того, изменилась и концепция построения здания. В качестве Дома Советов было решено построить одну из вариаций московских сталинских высоток. 

 

Об этом «третьем» этапе мы уже писали в статье «Что построят за Площадью Павших борцов?». После смерти Сталина проекты строительства Сталинграда стали резко упрощаться и сворачиваться. Впрочем, Дом Советов планировали построить и в 70-е, и позже. Но площадка под него до сих пор стоит незастроенная. Что же, иногда тщательность в подходах играет с их авторами злую шутку.