Строительство Астраханского моста
Строительство Астраханского моста

Строительство Астраханского моста

Центр Волгограда сегодня просто немыслимо представить себе без Астраханского моста, соединившего воедино Центральный и Ворошиловский районы. Меду тем, история Волгограда помнит ещё и не такие давние времена, когда моста этого не было, а Астраханским назывался совершенно другой мост, ныне не существующий — старый Астраханский мост, возникший ещё в XIX веке. В начале 60-х гг. в строительстве нового, столь важного сооружения, принимал участие мой дед — Герман Петрович Степанов. Во время строительства он отснял целую плёнку разных деталей на мосту, которая теперь представляет собой настоящую историческую ценность. Ряд фотографий — можно посмотреть в этой статье. 

 

 

Строительство моста началось в 1958 году и продолжалось шесть лет — до 1964 года. Судя по стадии строительства на снимках — они сделаны ориентировочно в 1963 году. Всё это время рядом с новым мостом продолжал функционировать старый.

 

В те времена пойма Царицы содержала в себе ещё много интереснейших дореволюционных объектов, таких, например, как замок Миллера — его руины случайно попали в кадр. 

 

Руины замка Миллера — в левом верхнем углу

 

Вдоль строящегося моста была создана временная железная дорога, использовавшаяся строительным краном (его хорошо видно на 1-м снимке). На следующем фото видны остатки той дороги.  

 

Ну и замок Миллера на заднем плане 

 

Строительство из железобетона вели тресты Гидроспецстрой и Мостопоезд №480. Между прочим, такое решение было очень хорошим для города. Ведь сразу после войны был план вместо моста соорудить здесь насыпь — по образцу той, что расположилась неподалёку, чуть дальше от Волги.

Справа виднеется бывшая мельница Туркина, — крупнейшая в Царицыне в XIX веке

В те времена река Царица ещё не была заключена в трубу и мост действительно проходил над водой. Огромная высота моста потребовалась для того, чтобы избежать всякого рельефа — и встать между пр. Ленина и ул. Рабоче-Крестьянской вровень. 

 

Общая протяжённость моста составила 288 метров. Его поддерживают пять арок. 

Опалубка. На дальнем плане виднеется ещё сохранявшийся на тот момент дом Голдобина

 

К сожалению, почти всё, что оставалось ценного в пойме Царицы ещё в 60-е гг., было разрушено или  закопано в 70-е.

 

А вот и старый Астраханский мост, снятый на той же плёнке: 

Все пятиэтажки наверху сохранились до нашего времени. Внизу виднеется вода — это Царица 

 

Параллельно со строительством моста планировалась и коренная реконструкция поймы Царицы. Однако в те годы она так и не была осуществлена, и до поймы руки дошли только в наши времена. 

 

В начале нашего века мост был капитально отремонтирован и немного расширен. Для сегодняшнего Волгограда он просто незаменим.

Герман Степанов — автор фото