Дом Репниковой. Снимок 30-х гг. с памятником Сталину на Привокзальную площадь.
Дом Репниковой в середине 20-х гг. Справа высится стена Арматурно-гвоздильного завода
строительство дома Науки и искусств, современного здания НЭТ. Репниковы были известной в Царицыне фамилией, их корни происходят из дубовского купечества. В конце XIX века, на привокзальной площади они выстраивают красивый точёный особняк с башенками, который и ныне известен как «Дом Репниковой» и занимается музеем. Хозяйкой дома была Юлия Дмитриевна Репникова, мать мецената. Дом Репниковой был в Царицыне известен каждому, и сама фамилия владельцев звучала, и именитые персоны здесь бывали нередко. Например, в апреле 1903 года здесь останавливался прибывший в город с визитом Столыпин, здесь же он принимал посетителей, а в Гражданскую войну именно в этом доме разместит свой рабочий кабинет Сталин. Красивый был дом, да и расположен аккурат напротив вокзала – сам так и зовёт сделать его каким-нибудь Домом Приёмов. Но случилась у этого дома большая неприятность.
Завод Серебряковых. Снимок средины 20-х гг. Слева виднеется дом Репниковой. По правому краю кадра — Александро-Невский собор.
Григорй Нестерович (слева) и Александр Нестерович Серебряковы
Вид Царицына с сохранившегося здания пожарной каланчи. Слева по кадру жёлтлое здание — бывшая гостиница на ул. Гоголя, в то время — уже завод.
В мае 1903 года случается ужасный скандал: Торговый дом братьев Серебряковых подаёт в Думу прошение на разрешение установить в здании Арматурного завода локомобиль. И тут ранее молчавшие соседи уже не выдерживают. 4 мая 1903 года они пишут в Городскую Думу возмущённое письмо. В письме говорится: «В собрании Думы сего 4 мая будет должен вопрос о разрешении постановки локомобиля в 15 сил Г.Н. Серебрякову на принадлежащем ему месте, где ныне находится его арматурный завод. Ввиду возможности разрешения этого вопроса в благоприятном для него смысле, мы соседи его, имеем честь почтительнейше просить Царицынскую Городскую Думу воздержаться от выдачи Серебрякову просимого им разрешения, так как и существующие теперь его завод своим шумом, копотью и гарью положительно не даёт нам покоя, с постановкой же локомобиля в добавление к существующим уже двум моторам, довольно солидной силы, неприятности, причиняемые его заводом ещё более увеличатся и сделают нам жизнь невозможной. Смеем надеяться, что Городская Дума отнесётся сочувственно к нашему ходатайству и не отнимет у нас права на спокойную и здоровую жизнь». Подписи поставили: купец и гласный Думы А. Репников, ветеринарный врач В. Чоботов, а также владельцы участков по соседству А.Г. Найденов, Н. Яворский, Эггерс, Мишнина, Коломыйцев и другие.
Вид на ул. Гоголя от ЖД-вокзала. Слева по краю кадра видно здание Серебряковых до перестройки 1908-1909 гг. С виду — обычный дом с балконами, но внутри всё было переоборудовано под завод. После перестройки здание сильно изменится, его фото в этой статье идёт третьим.
Аэрофотосъёмка царицынских улиц. Цифрами обозначены: 1. — Дом Репниковой. 2. — Участок, принадлежащий Мишниным (три здания сохранились по ул. Волгодонской). 3. — Террирория завода Серебряковых. 4. — Вокзал и Привокзальная площадь (находятся сейчас на том же месте).
Было ли здесь что-то личное? Действительно ли мстил Григорий Нестерович Юлии Дмитриевне за любовную неудачу? Всё, конечно, возможно. Мы и официальные биографии крупных деятелей Царицына восстанавливаемым подчас с трудом, куда уж нам до знаний их амурных дел! Но всё же сомнения здесь возникают большие. Сам Репников как активный деятель и богатый купец фигурирует в городской хронике Царицына уже с начала 1880-х годов. К революции 1917 г. был он уже стар. Григорий Нестерович же был, судя по всему, немного младше Александра Репникова, «мелькать» он начинает в Царицынских новостях с конца 1880-х годов. Свататься к молодой Юлии Дмитриевне он мог, пожалуй, лишь будучи сам в младенческом возрасте. Да и женился он вполне удачно, имея детей. А конфликт между Репниковыми и Серебряковыми, конечно, был, это правда. И конфликт нешуточный.
Виды локомобилей начала ХХ в.
баллотировкой большинством 19 баллов против 10 определено: Ходатайство торгового дома «Бр. Г. и А. Серебряковы» о разрешении оному поставить локомобиль в 15 сил в Арматурном заводе, стоящем на Воронежской и Елизаветинской улицах, отклонить». Победа? Может быть, кто-то другой и покорился бы судьбе, но не таковы были Серебряковы! Не таковы были вообще купцы тогдашнего Царицына, да и России в целом, вышедшие часто из крепостных, из каменщиков, и смазчиков паровозов в считанные десятилетия в миллионеры, чтобы смиряться перед решениями Городской Думы. Братья Серебряковы поставили в здании завода локомобиль, несмотря на запрет. И даже более того – перевели его с 12-часового режима работы на круглосуточный. Теперь грохот и газы шли не
только днём, но и ночью. И Дума смолчала! Проходит менее двух лет. В самом начале 1905 года торговый дом братьев Серебряковых решает расширить свою деятельность. Арматурный завод дополнить гвоздильным производством, преобразовав его в Завод металлических изделий. С соответствующим ходатайством Серебряковы обращаются в Саратов, в Строительное отделение губернского правления. 16 марта 1905 г. Губернское правление направляет в Городскую думу соответствующий запрос. Как только этот запрос поступает в царицынскую Думу, немедленно возобновляется старая история. 28 апреля 1905 года в Думу поступает прошение от «домовладельцев и квартирантов, жительствующих в 35-м квартале Царицына».
Механический цех завода Серебряковых. Фото начала 20-х гг.
Серебряков, предчувствуя поражение, попросил Думу отложить заседание, но Дума ему в этом отказала. Заседание снова было очень жарким. Выступал снова Ю.Ю. Филимонов, который заявил, что один из соседей завода Серебряковых, Коломойцев, не выдержал и продал свой дом, а у одного из соседей от сотрясения почвы лопнула стена дома. В доме Репниковой осели печи! В ответ на это Серебряков завил, что с устройством нового фабричного здания вместо существующих трёх малых паровых машин, будет поставлена одна сильная машина, дающая при работе гораздо меньше шума, чем упомянутые три, причём работать завод будет только днём. Кроме того, Серебряков просил принять во внимание, что на заводе работает 300 человек, а следовательно кормится от завода не менее 1000 человек, что социально значимо для города. И что в доме Репниковой пребывала специальная строительная комиссия, которая вообще не установила там никакого шума.
Пётр Аркадьевич Столыпин занимался делом завода Серебряковых лично. Но безуспешно.
Гвоздильный цех завода Серебряковых. Фото начала 20-х гг.
И что же? Серебряковы и в этот раз делают своё дело! Никто не может ничего предпринять! Серебряковы перестраивают свой завод! Начинаются бесконечные суды. 10 октября 1910 года в Саратове проходит заседание Окружного суда. Суд обвиняет Торговый дом Серебряковых в строительстве завода Металлических изделий без необходимых разрешений. Суд провёл 7 экспертиз, в которых участвовали три инженера и четыре врача. Суд постановил: за строительство завода без разрешения оштрафовать Серебряковых на 10 рублей, возместить Репниковой моральный вред в сумме 130 рублей и закрыть завод. Такие решения хорошо объясняют – почему Серебряковы могли делать что угодно без особенных опасений, нарушая все процедуры и правила. Штраф в 10 рублей! А мучения Репниковой, которая вынуждена была съехать из собственного дома с провалившимися от вибрации печами, а также всех не дошедших до суда соседей, с лопнувшими стенами домов, а также многолетние суды и письма в Думу суд оценил в 130 рублей. Правда, ещё и постановил закрыть завод. Но ведь Серебряков этого решения опять не выполнил!
Вот чего больше всего боялась Юлия Дмитриевна — дизель с электроустановкой мощностью в 375 л.с., поставленный после реконструкции завода. Фото начала 20-х гг.
Дом Репниковой и здание завода после окончания Сталинградской битвы
Сегодня, как и 100 лет назад: Дом Репниковой на фоне бывшего завода Серебряковых