Троицкая церковь была невелика, но знаменита тем, что службы её посещал лично
Пётр I. Тем не менее это не спасло храм. После его варварского
уничтожения в начале 30-х годов, на его месте была устроена гипсовая
скульптура. Таких скульптур в 30-е по Сталинграду поставили очень много.
Лестница,
ведущая к скульптуре, сегодня находится на том же месте. На дальнем плане в
центре кадра виднеется сохранившееся до нашего времени двухэтажное здание Мариинской
гимназии, современное Статистическое управление на ул. Чуйкова. Установленная
скульптура была частью большой серии похожих статуй, поставленных в процессе
благоустройства Сталинграда по всему городу. Из этой же серии были девушки
на ступенях Музыкального театра или фонтан «Детский хоровод» у
вокзала. И культурная ценность, и денежная стоимость их была невелика. Когда стали искать место для «большого» памятника — судьба гипсового физкультурника была предрешена, уж на слишком хорошем месте он стоял.
Этим памятником и стал памятник Хользунову.
На заднем плане на фото располагается ещё одна гипсовая статуя, а
также довоенная редакция современной волгоградской Ротонды.
случайно. Прославленный лётчик испанской войны, Виктор Степанович Хользунов был уроженцем Царицына.
января 1905 года. В 1925 году поступил в Ленинградскую военно-теоретическую
школу летчиков. В 30-е – воевал в Испании, находясь в должности командира
эскадрильи бомбардировщиков. Первое время в Испании советские лётчики воевали
на местных самолётах Breguet Br.19. Самолёты были к тому времени устаревшими и
тихоходными. Хользунов разработал способ сокращения этого недостатка. Его
самолёты, находясь на бреющем полёте, используя гористую местность, внезапно
появлялись над целью, наносили бомбовые удары и уходили быстро и скрытно,
противник, как правило, даже не успевал открыть по ним огонь. Впоследствии в Испанию
были поставлены советские бомбардировщики АНТ-40. На их базе Хользунов
сформировал эскадрилью, получившую порядковый номер «2». По оценке командования,
эта эскадрилья стала лучшей бомбардировочной частью ВВС революционной Испании.
На боевые задания эскадрилью Хользунов водил всегда лично.
успехов 2-й эскадрильи, базировавшейся в Сан-Клементе, был разгром
железнодорожной станции в Талавере. Из Талавера, прикрытого сильными зенитными
средствами, к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Противник
встретил здесь лётчиков заградительным огнём всех зенитных батарей. Совершив
противозенитный манёвр, эскадрилья Хользунова вышла на боевой курс и сбросила
бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось
несколько военных эшелонов, полностью уничтожив цель. За этот бой, а также за умелое
командование авиационным подразделением, 27 июня 1937 года Хользунову было
присвоено звание Героя Советского Союза. По всей видимости сразу после этого события он
приезжал в Сталинград, на побывку, к отцу. Вероятно, тот его приезд стал
последним посещением родного города.
Фото В.С. Хозльзунова с отцом Степаном Гавриловичем. Фото 1925-го года, Хользунов-младший недавно поступил в Ленинградскую школу лётчиков
пилотируемый им самолет, взорвался в воздухе.
Идея поставить памятник возникла, скорее всего, сразу же, поскольку он был установлен немногим спустя год после гибели: 17
ноября 1940 года. До начала войны оставалось всего семь месяцев, поэтому практически
все довоенные фото памятника сняты уже в военном 1941 году.
Авторами
четырехметровой бронзовой скульптуры стали супруги М.Т. Белашов и Е.Ф. Алексеева-Белашова.
М. Белашов писал об этом памятнике в газете «Сталинградская правда» в ноябре
1940 г.: «В.С. Хользунов изображён в
скульптуре в момент произнесения боевой речи-призыва перед строем самолётов
вверенной ему части, когда он призывал сбить на землю вражеские самолёты и
спасти людей охраняемой им территории. Изучая местность вокруг памятника, мы
пришли к выводу, что памятник должен быть решён очень строго по силуэту, так
чтобы содержание фигуры очень ясно читалось на любом расстоянии. Лучшей точкой
обозрения памятника мы считаем улицу Ленина, откуда всё сооружение, постепенно
вырастая из-за холма асфальтированного пути, как бы подымается в воздух,
подчёркивая бурное темпераментное движение боевого лётчика. Размер фигуры
вместе с бронзовым квадратом плинта 3 метра 85 сантиметров. Постамент сооружён
из карельского гранита… Самую подпись «Сталинскому соколу» – разделили на две
части, подняли вверх, ближе к фигуре, остальную часть надписи опустили ближе к
зрителю, придав ей строгую лаконичную форму. На постаменте расположены три
горельефа, которые по существу являются продолжением друг друга. Правый боковой
изображает взаимодействие частей Красной армии с авиацией…».
Открытие памятника подавалось в
городе как большое праздничное событие. По случаю открытия сталинградский поэт
Н. Белов написал такое стихотворение:
На берег Волги выйду я
И снова
Встречаю здесь
Комдива Хользунова
Как на родную землю
На гранит
Он встал, чтоб лучше
Посмотреть в зенит.
С реки доносится
Моторов гром
Не Волга, будто здесь –
Аэродром.
И кажется ему,
Что где-то там высоко
Парит взращённый им
Отважный сокол.
Он смотрит вдаль
И кажется ему
Сражаются
В пороховом дыму:
«За родину, за Сталина!»
Пилоты.
Так он стоит,
Готовый в бой, к полёту.
17 ноября 1940 года, в 12 часов дня произошло торжественное открытие памятника. Вот как описывала это событие «Сталинградская правда в номере от 19 ноября: «К фабрикам, заводам и учреждениям стекались многочисленные потоки людей. Аллели полотнища знамён и транспарантов. Выстроившись колоннами, сталинградцы направлялись к берегу Волги, туда, где под покрывалом высится массивный памятник народному герою Виктору Степановичу Хользунову. 12 часов дня. Площадь, набережная, сквер Дворца пионеров и прилегающие улицы заполнены трудящимися города, бойцами Красной армии, курсантами авиаучилища, студентами и учащимися… На трибуну поднимаются руководители партийных и советских организаций области и города. Среди них депутаты Вреховного совета РСФСР тт. Чуянов, Зименков, Пигалев, Поляков и комиссия Главного управления военно-воздушных сил РККА – Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Хользунова, тов. Копец». Ну, а всего через полгода началась Великая Отечественная война.
На
фото – немецкие солдаты 276-го пехотного полка. Как видно линия фронта проходит
непосредственно под пьедесталом
В дни
Сталинградской битвы памятник Хользунову оказывается в эпицентре боёв. Немцы
наступают здесь к Волге по ул. Ленина и видят памятник за несколько дней до
того, как им удаётся к нему выйти. Это событие происходит 27 сентября 1942 г. Немцы
достигли памятника, и какое-то время прямо за его пьедесталом проходила линия
фронта.
Действительно, памятник можно использовать как ориентир. Снято с современного перекрёстка улиц Ленина и Советской
Во
время Сталинградской битвы бронзовая скульптура взрывом была сброшена с
пьедестала, но уцелела. После освобождения города ее подняли и поставили прямо
на земле среди руин. Впоследствии памятник был полностью восстановлен на
прежнем месте.
Вскоре начались восстановительные работы. Первоначально был воссоздан довоенный пьедестал (тот же это был пьедестал или похожий
на него – сказать сейчас сложно). Памятник на пьедестале был поставлен также,
как и до войны. Но спустя некоторое время пьедестал был заменён на современный, а сам памятник повернули. До войны фигура Хользунова стояла грудью к
улице Ленина, а правая рука была вытянута вдоль набережной. После
восстановления памятник развернули лицом к городу, грудь повернулась на 90 градусов вправо, к набережной, а рука стала показывать на Волгу.
Восстановленный памятник на фоне послевоенных руин. Вокруг валяются осколки прежнего пьедестала. Барельефов уже никаких нет.
Ещё одно послевоенное фото. Если приглядеться и сравнить с довоенными фото — табличка «Сталинскому соколу» на памятнике изменилась.
Ну, а ближе к 60-м годам, с заменой пьедестала, фигуру повернули по часовой стрелке на четверть. И если в первой версии Хользунов смотрел куда-то вниз по Волге, то теперь он стал смотреть в просвет улицы Ленина. Интересно
то, что такой вариант разворота памятника, лицом, смотрящим на улицу Ленина,
прорабатывался изначально, до войны, но был отвергнут. Автор памятника М.
Белашов специально писал об этом в 1940 г.: «Сильный
поворот головы выводит лицо Хользунова из тени, неминуемо скрывавшей бы его
лицо от зрителя, если бы он смотрел прямо от Волги, а не вдоль её берега». Так
что победила в итоге точка зрения, Белашову не нравившаяся, однако, разумеется,
в послевоенные 50-е годы едва ли кто-нибудь вспоминал рассуждения
двадцатилетней давности.
В таком виде памятник достоял до наших времён. В
ноябре-декабре 2014 года его капитально отремонтировали, фигуру отмыли,
отчистили и теперь её можно увидеть, наверное, в том же самом виде, в котором
когда-то, в 1940 году, она предстала при своём торжественном открытии.
Памятник в начале ремонта
Декабрь 2014 г. Площадка. Ремонт затронул и окружающую территорию.
Декабрь 2014 г. На некоторое время памятник скрылся под защитной плёнкой.
Современный (август 2015 г.) вид.
Вид со спины
Кобура и сумка
Перчатка в левой руке
Сапог немного выступает за основание.
Современная надпись на лицевой стороне пьедестала
После ремонта на задней стороне появилась вот эта табличка. Между прочим, памятник федерального значения
Лицо Хользунова, пожалуй — неудача скульптора. Оно получилось статичным, безэмоциональным, хотя предполагается, что легендарный комдив посылает подчинённых в бой. Да и портретное сходство совсем не идеальное. Однако памятник масштабен и чтобы разглядеть лицо, равно как и снять такое фото, нужна специальная техника, обычный фотоаппарат такой снимок не сделает.