Саратовские горгульи
Саратовские горгульи

Саратовские горгульи

Более ста лет назад над улицами Саратова взметнулись горгульи, а ночные совы, укрывшись в тени высоких башен, впились взглядами в протяжённость Никольской улицы… Это очередная история Саратова.

Здание Консерватории – одно из самых узнаваемых в Саратове, оно по праву считается «визитной карточкой» города. Очень необычное по своей архитектуре, оно не имеет аналогов не только в Саратове, но и где-либо ещё в России. Здание создавалось в несколько этапов, на протяжении довольно долгого промежутка времени.

Саратов второй половины XIX века – быстро развивающийся город, растущий не только количественно (численно), но и качественно. В городе возникает потребность в создании различных учреждений культуры и в образовательных учреждениях. В 1865 году в Саратове открывается частная музыкальная школа. В 1871 году в городе открывается отделение Русского музыкального общества, при котором в 1873 году организуются музыкальные классы. Созданные классы предполагали подготовку по трём отделениям – фортепианному, оркестровому и вокальному. Классы расположились неподалёку от современного здания Консерватории – в доме Г.В. Очкина на Никольской улице. В 1884 г. директором этих музыкальных классов становится С.К. Экснер, благодаря более чем тридцатилетней деятельности которого на этом посту, классы становятся центром настоящего профессионального музыкального образования и разрастаются со временем до консерваторского уровня.

Станислав Каспарович Экснер — первый директор Консерватории в своём кабинете

 

3 сентября 1895 года музыкальные классы преобразовываются, приобретая более высокий статус – музыкального училища, при этом новое училище перебирается в другое здание – в дом купца П.Л. Санина, который впоследствии станет известен как гостиница «Европа». Уже тогда было ясно, что училище нуждается в собственном, специально для него построенном здании. В 1899 году С.К. Экснеру удаётся получить земельный участок под новое здание, который располагался в очень удачном месте, неподалёку от здания, в котором училище располагалось на тот момент. Начинается строительство.

Соборная площадь Саратова до начала строительства здания будущей консерватории

Строительство здания будущей консерватории началось

 

28 октября 1902 года происходит торжественное открытие вновь построенного здания. Проект принадлежал петербуржскому архитектору А.Ю. Янгу, здание расположилось на углу Никольской и Немецкой улиц, причём название последней, вероятно, сыграло в судьбе здания важную роль. В статусе музыкального училища заведение проработало до 1912 года.

Здание музыкального училища, выстроенное в 1902 г.

Построенное здание, хоть и выглядело вполне прилично, вызывало у жителей города массу нареканий, не удовлетворяя культурным запросам своего времени. Общее отношение к построенному зданию лучше всего выражается словом, которым часто называли его в саратовских газетах: «элеватор».

Здание музыкального училища со стороны площади. Вид на ул. Немецкую

Здание музыкального училища было Г-образным в плане

Когда на исходе первого десятилетия ХХ века в Саратове всерьёз заговорили о преобразовании училища в Консерваторию, сразу же подумали и о необходимости изменения внешнего облика здания. Для перестройки училища был приглашён архитектор С.А. Каллистратов (выпускник Лозаннского университета). Каллистратов разработал проект в псевдоготическом стиле – с горгульями, башнями и стрельчатыми арками. Подобной архитектуры Саратов до того времени не знал.

Архитекторы здания Консерватории: А.Ю. Янг (слева) и С.А. Каллистратов

Перестройка завершилась к осени 1912 года. В результате удалось получить именно то здание, которое и сейчас видят жители и гости города, и которое смогло удовлетворить, наконец, высокий эстетический вкус.

Здание консерватории в перестроенном виде

 

Внутренний интерьер буфета

 

Класс контрапункта и фуги профессора Л.М. Рудольфа

Сам факт открытия в Саратове консерватории очень примечателен. Достаточно сказать лишь, что это была третья в России консерватория – после Петербуржской и Московской. Торжественное открытие Консерватории состоялось 21 октября 1912 года.

Приложение к газете «Саратовский вестник», рассказывающее о событии

Событие это было всероссийского масштаба, на открытие приехали двадцать делегаций из разных городов страны, поступили приветственные телеграммы от крупных российских композиторов и музыкальных деятелей.
Обучение в консерватории было достаточно дорогим. Обычный курс стоил 110 рублей в год, а курс под руководством профессора – от 160 рублей. Курсы под руководством И.И. Сливинского (который позже, в 1916 г., сменил С.К. Экснера на посту директора) доходил по цене до 250 рублей в год. Кроме специальных профильных предметов в курс обучения входили мимика, танцы, пластика, фехтование, итальянский язык.
Консерватория стала работать не только как учебное заведение. В её роскошном концертном зале часто проходили концерты, сюда приезжали С. Рахманинов, А. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Скрябин, В. Панина, другие известнейшие композиторы и артисты своего времени.
Большие изменения в судьбе Консерватории наступили с первыми революционными днями. Именно здесь 27 октября 1917 г. была провозглашена Советская власть. В 1923 году постановлением Главпрофорба Консерватория на некоторое время преобразуется в музыкальный техникум, однако уже в 1935 году статус Консерватории восстанавливается.
Во время Великой Отечественной войны, в связи с опасностью бомбардировок, высокие крыши башен урезаются, чтобы не создавать лишних ориентиров немецким самолётам. Восстановят их до исторического состояния только в 1975 году.

Консерватория в 60-е гг., до восстановления исторического вида башен

 

С тех пор здание Консерватории полностью вернуло себе свой выдающийся исторический внешний вид.

Консерватория в наше время. Автор фото — Глеб Волков

Процесс перестройки 1912 года затронул не всё здание, а только те фасады, которые выходили на проезжие улицы. Итак очень большая смета не позволила перелицевать дворовые фасады. Благодаря этому можно и сегодня рассмотреть архитектуру здания, построенного Янгом в 1902 г.

Одна из дворовых стен хранит фасады 1902 г. Здесь хорошо виден контраст между старой и новой архитектурой здания

На торцевом фасаде на ул. Никольскую (совр. ул. Радищева) имеется примечательный балкон.

Балкон на ул. Никольскую (Радищева)

Главный фасад здания смотрит на ул. Немецкую. С началом Первой Мировой войны, на волне антигерманской кампании, улица была переименована в ул. Скобелевскую. В наше время она носит название проспект Кирова.

Главный фасад консерватории. Автор фото — Олег Димитров

 

Фасад на ул. Немецкую украшен различными фигурами. На углу, на башне располагается одиночная фигура совы

 

Сова, сидящая на колонне

 

Башенное окно

 

Одним из главных украшений здания являются пять горгулий (не все согласны с тем, что это — именно горгульи). Они не несут традиционной для готической архитектуры функции водостока, а являются стилистическим украшением здания.

 

 

 

Практически все остальные декоративные элементы украшения здания встречаются лишь однажды, не имея симметричной пары на другой стороне. Здание полностью асимметрично.

 

При близком рассмотрении оно навевает не настроение суровой готики, а кажется сказочным

 

Украшений очень много

 

На фасаде на ул. Немецкую при перестройке был полностью сохранён Янговский балкон

 

Автор фото — Глеб Воков

 

К сожалению, пристройки последующих времён сильно разрушили своим чужеродным стилем общую атмосферу, которую создавала на улице в 1912 г. Консерватория. Автор фото — Глеб Волков.

 

Здание консерватории прекрасно. Оно само по себе заслуживает того, чтобы только ради него приехать в Саратов.

 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал! Будем ближе!