В Саратове есть уникальный памятник, аналогов которому не найти в России: «Памятник первой учительнице», имеющий удивительную историю своего происхождения.
Памятник Александру II на Соборной площади Саратова
История Саратова знает самые разные памятники, среди которых одним из наиболее выдающихся был памятник императору Александру II, установленный когда-то на Соборной площади. На месте того величественного монумента, бывшего подлинным украшением города, сегодня стоит памятник Чернышевскому.
Памяник Чернышевскому, установленный на месте памятника Александру II
Памятники Александру II, различного масштаба и стиля, стали появляться вскоре после убийства императора, совершённого террористами 1 марта 1881 года. Форма увековечивания памяти Александра II могла быть разной. В Петербурге на месте гибели царя был построен великолепный храм Спас на Крови; а в городах поменьше, например, в Царицыне была построена Александровская часовня, восстановленная в наши дни. Более же частым форматом стала именно установка памятников. В большинстве своём эти памятники были сложными, часто состояли из нескольких композиций, выполненных на высоком художественном уровне. Наиболее масштабными примерами можно считать памятник в московском Кремле, представлявший собою целый мемориал, а также в Киеве. Памятники императору были поставлены в Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре, Пскове, Одессе и других российских городах. Не стал исключением и Саратов.
Планы установки памятника были официально оформлены решением Городской Думы от 4 января 1896 года. Предполагалось, что финансирование этого дорогостоящего монумента (он обошёлся в сумму, превышающую 40 тыс. рублей) должно было идти как за счёт городских средств, так и за счёт пожертвований. В итоге именно частные пожертвования (около 35 тыс. рублей) и составили основную часть суммы.
Устройство такого памятника было делом не быстрым. Разрешение на установку монумента было получено только через два года. Ещё несколько лет спустя, в 1901 году, был проведён конкурс, на который поступило одиннадцать различных проектов. Однако в итоге памятник был поставлен по проекту, который не рассматривался на конкурсе. Автором самой скульптур (как императору, так и окружающих его фигур) стал скульптор С.М. Волнухин, а автором постамента – скульптор М.А. Чижов. Строительство памятника началось в 1907 г., а торжественное открытие – в 1911 году.
Торжественное открытие памятника, 1911 г.
Помимо самой статуи Александру II, у подножия пьедестала располагалось четыре группы фигур, которые символизировали наиболее важные реформы и достижения эпохи правления императора, а именно (по часовой стрелке): фигура крестьянина с лукошком через левое плечо, с рукой, занесённой в крестном знамении (образ олицетворял главное детище Александра II – крестьянскую реформу 1861 г.); фигура болгарки, стоящей на коленях и показывающей расположенной с ней девочке на царя, освободившего Болгарию от турецкого ига; богиню правосудия, с весами в одной руке и книгой законов и в другой (судебная реформа); и, наконец, фигуры учительницы с девочкой (которые символизировали реформы в области образования). Памятник выглядел целостно и концептуально.
Памятник Александру II. На первом плане — будущий памятник Первой учительнице
Интересно то, что саратовский Александр II, при всём этом, не был полностью оригинальным произведением. По самой своей композиции и по некоторым важным деталям, памятник был очень похож на аналогичный в Самаре (авторства Владимира Шервуда). Самарский Александр II был установлен значительно раньше, в 1889-м году.
Памятник Александру II в Самаре
Царская фигура на самарском памятнике была другая. Там император стоял в шинели, накинутой на плечи и в фуражке на голове, а вот фигуры при основной, были расположены так же, по углам у основания. Более того, первая фигура (расположенная также – слева на лицевой стороне) представляла собой всё того же крестьянина, осеняющего себя крестным знамением, правда тот крестьянин был не с лукошком, а с хартией с надписью «19 февраля 1861 г.». Следом за ней также шла фигура освобождённой болгарке, которая в данном случае разрывала цепи. Далее шла фигура, аналогов которой не было в Саратове: образ черкеса, переламывающего шашку о колено, что символизировало окончательное присоединение к России Кавказа. На месте же, где в саратовском памятнике располагалась учительница, в Самаре была молодая женина из Средней Азии, левой рукой сбрасывающая с себя чадру, а правой кладущей корону к подножию императора. Эта фигура олицетворяла собой присоединение к России Ташкента (1865), Бухары (1868), Хивы (1873) и других городов Средней Азии, список которых был размещён под фигурой.
Детали пьедестала памятника в Самаре
Памятники были похожи, так что совершенно очевидно, что С.М. Волнухин, при создании пьедестала, имел памятник В.И. Шервуда в качестве образца для подражания.
22 сентября 1918 года, несмотря на всю художественную значимость, памятник Александру II был снят с пьедестала. При этом, не все его части оказались уничтоженными: пьедестал отправился под памятник Дзержинскому, а одна из композиций (в отрыве от памятника оказавшаяся тематически нейтральной, в отличие от остальных) сохранилась. Эта композиция и составила современный памятник Первой учительнице в Саратове.
Памятник Первой учительнице, 50-е гг.
Памятник Первой учительнице. Современное состояние
Памятник, несмотря на то, что он не рассматривался изначально скульптором как самостоятельное произведение, отличается гармоничностью и глубокой проработкой деталей. О внимании в деталям говорит тот факт, что даже на листах раскрытой книги можно прочитать отдельные слова, хотя скульптуры в первоначальном памятнике располагались высоко и простой наблюдатель не имел возможности заглянуть «внутрь» книги.
Памятник Первой учительнице – одна из достопримечательностей Саратова. Нетрудно себе представить, какой же достопримечательностью был бы памятник Александру II целиком, если бы он сохранился бы до нашего времени.