Строительство здания в 1915 г. Источник
Макет грязелечебницы, находящийся в Пятигорском краеведческом музее. Вид с фасада. Здание двухэтажное, с техническим подвалом, состоит из четырёх лечебных корпусов, в которых в настоящий момент находятся 183 процедурных места
Макет грязелечебницы. Общий вид сзади
Скульптура бога врачевания Асклепия (Эскулапа) у главного входа в здание
Скульптура Гигиеи (Цеферы), богини здоровья, у главного входа в здание
Здание украшают барельефы из искусственного песчаника, почти не отличающегося по цвету от камня, из которого построено здание. Барельефы с различными античными сюжетами выполнялись скульпторами Л.А. Дитрихом и В.В. Козловым
Главный вход оформлен мощным классическим порталом с восемью колоннами (парные колонны стоят одна за другой)
Октябрь 1939 года Источник
Вход внутрь охраняют массивные двери, висящие здесь со дня строительства здания, с 1913 г.
Сразу за дверями открывается широкий коридор-гардероб
Стены гардероба украшены витражными окнами, потолки поддерживают атланты
Одно из самых роскошных помещений Грязелечебницы — центральный холл, открывающийся сразу за гардеробом. Здесь всё, в практически неизменном виде, сохранилось со дня открытия.
Холл, расположенный за коридором, общий вид
Вид холла в 50-е гг.
Вид холла ориентировочно в 30-е гг.
Освещение этого масштабного помещения осуществляется, в основном, естественным светом, проникающим сюда через масштабный световой фонарь в потолке. Фонарь украшен витражными стёклами, а его внешний вид обрамляется горельефами
Фонарь и его горельефы с другой стороны
Почти вся мебель, стоящая здесь — располагается на своих местах со времени открытия здания в 1913 г.
Здесь сидели дореволюционные посетители, красноармейцы, белогвардейцы, немецкие офицеры, здесь же сидят и современные посетители
Зеркала (не только рамы, но и стёкла!) также сохранились с 1913 г. На снимке заметны фацеты — скошенные боковые грани на зеркале. Такие фацеты присутствуют на всех стёклах здания (включая и оконные), что составляет элемент общего стиля Грязелечебницы
Пожалуй, здесь ярче всего бросается в глаза общий стиль здания
Довоенный внешний вид
Каждый двор включает в себя массивнуюб выступающую полукруглую часть, обрамлённую колоннадой. Снаружи эти части придают дворам неповторимый внешний вид, а изнутри представляют собой залы для отдыхающий — с одной стороны мужской зал, а с другой стороны (в дром дворе) — женский зал.
Вид изнутри
Детали колоннады снаружи
Боковые площадки двора
Вид на двор от колоннады
Задняя часть здания
Разумеется, большая часть помещений в здании — внутренние рабочие помещения. Они также очень хорошо украшены.
Один из внутренних коридоров
Коридор зала, где осуществляется непосредственное лечение грязью. Стены кабинок не доходят до потолка, а выполняют, по сути, функцию ширм
Стены здесь украшены фигурами тритонов
Подвальная часть здания, пожалуй, единственная, где за столетие функционирования грязелечебницы происходили активные изменения. Целебная грязь привозится сюда с озера Тамбукан. Здесь она подогревается. Здесь же есть специальные технические устройства, подающие её наверх, к ваннам. Здесь же осуществляется первичный процесс утилизации использованной грязи. Грязи требуется много: на один сеанс (процедура в 15 минут) может уйти до 80 кг. В общей сложности в хранилищах находится около 3700 кубометров грязи. Использованную грязь отвозят обратно на озеро, через полгода её можно использовать вторично.
По этому «конвейеру» подаётся грязь
Один из технических коридоров в подвале
Полуподвальное окно
Здание в целом поражает стилем, вкусом, с которым оно было построено и своей сохранностью.
Фацеты на стёклах, стоящих здесь с 1913 года
Такие же фацеты на внутренних стёклах
Грязелечебница и сегодня — место, где массово лечатся отдыхающие на Кавказских минеральных водах. Это и место лечения, и место экскурсий, ведь грязелечебница — уникальное наследие города, яркая достопримечательность Ессентуков.
Сегодня здание представляет собой объект наследия федерального значения и входит в число наиболее интересных зданий на всём Северном Кавказе.