

Макет грязелечебницы, находящийся в Пятигорском краеведческом музее. Вид с фасада. Здание двухэтажное, с техническим подвалом, состоит из четырёх лечебных корпусов, в которых в настоящий момент находятся 183 процедурных места

Макет грязелечебницы. Общий вид сзади

Скульптура бога врачевания Асклепия (Эскулапа) у главного входа в здание

Скульптура Гигиеи (Цеферы), богини здоровья, у главного входа в здание

Здание украшают барельефы из искусственного песчаника, почти не отличающегося по цвету от камня, из которого построено здание. Барельефы с различными античными сюжетами выполнялись скульпторами Л.А. Дитрихом и В.В. Козловым

Главный вход оформлен мощным классическим порталом с восемью колоннами (парные колонны стоят одна за другой)

Вход внутрь охраняют массивные двери, висящие здесь со дня строительства здания, с 1913 г.

Сразу за дверями открывается широкий коридор-гардероб

Стены гардероба украшены витражными окнами, потолки поддерживают атланты
Одно из самых роскошных помещений Грязелечебницы — центральный холл, открывающийся сразу за гардеробом. Здесь всё, в практически неизменном виде, сохранилось со дня открытия.

Холл, расположенный за коридором, общий вид

Вид холла в 50-е гг.

Вид холла ориентировочно в 30-е гг.

Освещение этого масштабного помещения осуществляется, в основном, естественным светом, проникающим сюда через масштабный световой фонарь в потолке. Фонарь украшен витражными стёклами, а его внешний вид обрамляется горельефами

Фонарь и его горельефы с другой стороны

Почти вся мебель, стоящая здесь — располагается на своих местах со времени открытия здания в 1913 г.

Здесь сидели дореволюционные посетители, красноармейцы, белогвардейцы, немецкие офицеры, здесь же сидят и современные посетители


Зеркала (не только рамы, но и стёкла!) также сохранились с 1913 г. На снимке заметны фацеты — скошенные боковые грани на зеркале. Такие фацеты присутствуют на всех стёклах здания (включая и оконные), что составляет элемент общего стиля Грязелечебницы

Пожалуй, здесь ярче всего бросается в глаза общий стиль здания

Довоенный внешний вид
Каждый двор включает в себя массивнуюб выступающую полукруглую часть, обрамлённую колоннадой. Снаружи эти части придают дворам неповторимый внешний вид, а изнутри представляют собой залы для отдыхающий — с одной стороны мужской зал, а с другой стороны (в дром дворе) — женский зал.

Вид изнутри

Детали колоннады снаружи

Боковые площадки двора

Вид на двор от колоннады

Задняя часть здания
Разумеется, большая часть помещений в здании — внутренние рабочие помещения. Они также очень хорошо украшены.

Один из внутренних коридоров

Коридор зала, где осуществляется непосредственное лечение грязью. Стены кабинок не доходят до потолка, а выполняют, по сути, функцию ширм

Стены здесь украшены фигурами тритонов
Подвальная часть здания, пожалуй, единственная, где за столетие функционирования грязелечебницы происходили активные изменения. Целебная грязь привозится сюда с озера Тамбукан. Здесь она подогревается. Здесь же есть специальные технические устройства, подающие её наверх, к ваннам. Здесь же осуществляется первичный процесс утилизации использованной грязи. Грязи требуется много: на один сеанс (процедура в 15 минут) может уйти до 80 кг. В общей сложности в хранилищах находится около 3700 кубометров грязи. Использованную грязь отвозят обратно на озеро, через полгода её можно использовать вторично.

По этому «конвейеру» подаётся грязь

Один из технических коридоров в подвале

Полуподвальное окно
Здание в целом поражает стилем, вкусом, с которым оно было построено и своей сохранностью.

Фацеты на стёклах, стоящих здесь с 1913 года

Такие же фацеты на внутренних стёклах

Грязелечебница и сегодня — место, где массово лечатся отдыхающие на Кавказских минеральных водах. Это и место лечения, и место экскурсий, ведь грязелечебница — уникальное наследие города, яркая достопримечательность Ессентуков.

Сегодня здание представляет собой объект наследия федерального значения и входит в число наиболее интересных зданий на всём Северном Кавказе.

 
				    
 
			
