Царицын как рыбная столица России

История Волгограда знала времена, когда город считался рыбной столицей России. Ещё в 1880-е годы, с развитием в городе мощных инфраструктурных проектов, транспортные потоки Поволжья начали постепенно переориентироваться на Царицын, который стал оттягивать на себя грузы, обычно шедшие на другие города. В вопросах рыбной торговли Царциын конкурировал, в первую очередь, с Астраханью. Именно традиционная астраханская торговля рыбой, развёрнутая тогда во всероссийских масштабах, стала первой «жертвой» начавшего быстрый подъём Царицына. В последующем история Волгограда ещё несколько раз зафиксирует подобные подъёмы города в той или иной сфере экономики. В январе 1885 года царицынские газеты писали о тогдашнем состоянии дел с рыбной торговлей.
 

На царицынской набережной, грузчики в ожидании разгрузки железнодорожных вагонов. Место на современной набережной Волгограда соответствует примерно Центральной лестнице


С проведением Грязе-Царицынской железной
дороги Астрахань до некоторой степени
потеряла своё значение в коммерческом
отношении. В прежние времена цены на
рыбные товары регулировались
преимущественно астраханским рынком.
С проложением же рельсового пути из
Царицына до Грязей регулятором этим
является город Царицын. Москва, Тула,
Орёл, Смоленск и все остальные рынки
внутренних и западных губерний России
внимательно прислушиваются к биению
пульса царицынского рынка. Все более
или менее солидные рыбопромышленики
имеют здесь свои конторы и склады. От
большего или меньшего скопления товаров
на этих складах зависят цены прочих
рынков. Говоря о Царицыне как о регуляторе
рыбных дел, в средней полосе Европейской
России, мы должны прибавить, что провозная
плата в зимнее время из Астрахани до
Царицына, имеет немаловажное влияние
на цены свежих товаров. Плата эта в
настоящее время, по случаю бесснежной
зимы, а также бывшей в прошлом году
эпизоотии на верблюдах, доходит до 1
рубля 15 копеек с пуда равняясь, таким
образом, стоимости на месте такого
товара как пылкий судак. В данное время
Царицынский рынок спекулирует,
преимущественно, на свежей рыбе, главное
место между которой занимают: осётр,
белуга, стерлядь и судак. Тысячи пудов
этого товара ежедневно взвешиваются
на городских весах, тут же запаковываются
в корзины и перевозятся на платформу
Грязе-Царицынской железной дороги. Но
несравненно крупнее производятся
операции на складах. Рыбные конторы
товары свои, преимущественно солёные,
продают полными вагонами; свежие же
большей частью отправляют сами в Москву,
Тулу, Орёл и другие города. В настоящее
время, по случаю приближения Масленицы,
а также усиленного требования из Москвы,
деятельность рыбных торговцев особенно
оживлена. Спрос на свежие товары идёт
по нарастающей. Цены стоят крепко.

 
Вот так обстояли дела в то время. К этому следует добавить, что значительная часть всей рыбной торговли в городе проходила через Биржу Царицына, история которой представляет собой отдельную интересную тему, а крупнейшие астраханские рыбопромышленники вынуждены были открывать на территории Царицына крупные магазины, оборудованные на высшем уровне — по понятиям того времени.

Роман Шкода

Добавить комментарий