Сражение за Сталинградский вокзал
Сражение за Сталинградский вокзал

Сражение за Сталинградский вокзал

Сталинградская битва — грандиозная часть истории Волгограда, описанная в тысячах книг и снятая в сотнях фильмов. Однако до сих пор многие страницы этого Сражения века довольно мало известны широкой аудитории, а имена многих героев никак не закреплены в названиях улиц. Одна из, казалось бы, известных тем — оборона железнодорожного вокзала Сталинград-1 в сентябре 1942 года, однако очень многие детали этой истории до сих пор можно узнать только из специализированной литературы. 
Центральный вокзал, имевший на тот момент 60-летнюю историю, получил серьёзные разрушения ещё в августе 1942 года, во время варварской бомбардировки Сталинграда. На знаменитых кадрах Эммануила Евзерихина запечатлён ставший одним из символов Сталинградской битвы фонтан — как раз на фоне здания разрушенного вокзала. Однако на фото запечатлено состояние здания ещё до начала боёв в городе. 14 сентября немецкие войска, а именно — части LI армейского корпуса, во время общего штурма города занимают здание вокзала. 

Фонтан «Детский хоровод» после бомбардировки Сталинграда

К 15 сентября 1942 года в Сталинграде сложилась критическая обстановка. Немецкие войска мощным натиском захватили большую часть центра города. Вспоминая те дни командующий 62-й армией В.И. Чуйков говорил о том, что при неудачном стечении обстоятельств уже 15 сентября центр мог бы полностью оказаться в руках врага, а все обороняющие его части, включая и сам штаб 62-й армии — уничтожены, либо сброшены в Волгу. Центральную часть Сталинграда обороняли на тот момент понесшие тяжёлые потери, измотанные в длительных боях части, оборонявшие город ещё летом. Положение спасает вовремя подошедшая 13-я гвардейская дивизия под командованием генерал-майора А.И. Родимцева. 
14 сентября 1942 года 13-я гсд сосредотачивается в районе Красной слободы. Дивизия на тот момент состояла из трёх гвардейских стрелковых полков: 34-го, 39-го и 42-го, кроме того, в составе дивизии была собственная артиллерия и авиация (32-й гвардейский авиационный полк). В составе дивизии было 9500 человек. Дивизия была хорошо укомплектована и вооружена. Командующий 62-й армией В.И. Чуйков поставил Родимцеву задачу — к утру 15 сентября переправиться на правый берег Волги. Однако выполнить этот приказ в полной мере не удалось. Переправа осуществлялась ночью и с наступлением рассвета части дивизии, не успевшие переправиться вынуждены были остаться на левом берегу до следующей ночи. 

Полыхающий вокзал, август 1942 г.

Один из полков дивизии — 42-й гвардейский стрелковый полк, переправился 15 сентября частично. Журнал боевых действий 42-го полка сообщает об этом следующее: «К рассвету 15 сентября 1942 г. успели переправиться на западный берег р. Волга 1-й и 2-й стрелковые батальоны, 3-й батальон не успел переправиться, т.к. было совсем светло, день начался в полном разгаре и противник начал сильный обстрел переправы». Несмотря на это, полк, вместе с другими частями дивизии сходу вступил в бой, поскольку терять время в сложившейся обстановке было невозможно. И результаты первых боёв оказались впечатляющими. Только что переправившийся 1-й батальон полка продвинулся по пылающему городу несколько сотен метров и занял здание железнодорожного вокзала, выбив оттуда несколько групп немецких автоматчиков (а 2-й батальон начал бои за вершину Мамаева кургана). С этого момента начинается несколько дней героической борьбы за здание Центрального вокзала Сталинград-1. 

Жители Сталинграда берут воду из фонтана на Привокзальной площади. Бои в центре города ещё не начались. Обращает на себя внимание наличие собаки. Сентябрь 1942 г.

Надо сказать, что обстановка в центре Сталинграда на тот момент была очень сложной не только в плане тяжести немецкого наступления, но и даже в плане географии боёв в городе. Так, в день занятия вокзала частями 42-го гвардейского стрелкового полка, штаб 62-й армии, в состав которой входил полк, располагался в т.н. «Царицынском подземелье» — бункере на берегу Царицы, то есть примерно в 800-900 метрах от вокзала. 
С немецкой стороны военные действия в этом районе города вела 71-я пехотная дивизия под командованием генерал-майора (на тот момент) Александра фон Гартмана, которому суждено было погибнуть в боях на Царице несколькими месяцами позже – 26 января 1943 года (тогда уже – в чине генерал-лейтенанта). 

Привокзальная площадь после боёв, 1943 г. Снимок сделан от вокзала. Четырёхэтажное здание на углу ул. Коммунистической и ул. Комсомольской сохранилось до наших дней (в перестроенном виде)

Вокзал как таковой не был единственным местом, который оборонял 1-й батальон 42-го полка. Так, через некоторое время после занятия вокзала, немецкие части начали обстрел здания, со стороны бывш. Гвоздильного завода (сохранившегося до наших дней здания на ул. Гоголя). Это вызвало необходимость расширить боевые действия батальона на территорию Привокзальной площади, занять прилегающую часть ул. Коммунистической, ул. Волгодонскую, так что район обороны батальона стал простираться от вокзала до здания Центрального универмага. Причём захватить полностью здание Гвоздильного завода батальону не удалось, оно было занято частично, несколько цехов по-прежнему контролировали немцы, в здании постоянно шёл бой, периодически — рукопашный. 

Здание Серебряковского Гвоздильного завода («Красная застава») в 20-е гг. Слева виднеется бывш. дом Репниковой, современный Мемориально-Исторический музей на Привокзальной площади. Вдалеке виднеется разрушенный в 1932 г. Александро-Невский собор

 

Здание Гвоздильного завода после окончания боёв. Слева от него — руины дома Репниковой (совр. Мемориально-исторический музей). Вокзал — слева за кадром

Бои были тяжёлыми и батальоны 42-го полка несли значительные потери. Так, в первый же день боёв, 15 сентября, был тяжело контужен командир занявшего вокзал 1-го батальона старший лейтенант З.П. Червяков и получил ранение военный комиссар батальона гвардии старший политрук Крюков. Таким образом, передовой батальон был обезглавлен в первые же часы боёв, а командование над ним принял ст. лейтенант Ф.Г. Федосеев. Прорвавшийся батальон был усилен тремя противотанковыми пушками, ротой ПТР и миномётной ротой (под командованием ст. лейтенанта Заводуна). 
Помимо, собственно, круглосуточного боя, значительной трудностью для сражающихся было отсутствие снабжения — не поступали не только боеприпасы, не было ни еды, ни воды, бойцов мучила жажда. Солдаты батальона стреляли в давно отключённые трубы водопровода, из пробоин сочилось некоторое количество воды. При этом добытую с трудом воду бойцы в первую очередь использовали не для себя, а для систем охлаждения пулемётов. 17 сентября в здание завода была с большим трудом переброшена в усиление 3-я стрелковая рота мл. лейтенанта В.П. Колеганова, в составе 20 человек; роте пришлось прорываться в здание через очень сильный огонь противника. Сам Колеганов был вскоре тяжело ранен и эвакуирован за Волгу. 

Василий Павлович Колеганов. Раненный в Сталинграде, он был эвакуирован за Волгу и выжил, однако погиб 21 августа 1944 г. в боях на территории Польши

17 сентября основные боевые действия вновь развернулись на территории вокзала. Ночью немцы подтянули сюда две роты автоматчиков и около 20 танков, завязался жестокий бой, здание вокзала в течение дня четыре раза переходило из рук в руки. Немцы потеряли 8 танков и значительное количество солдат, по итогам дня вокзал оставался в руках наших войск. 

Донесение Ф. Федосееву от Колеганова и Кравцова, сохранённое в Журнале боевых действий 13-й Гвардейской дивизии

18 сентября начался новый штурм вокзала, во время которого немцам удалось окружить 1-й батальон, однако он продолжал сопротивление.  

Немецкие артиллеристы 191-го полка 71-й пехотной дивизии ведут огонь из орудия sIG 33 по зданию Гвоздильного завода 

Отдельные группы немецких автоматчиков появлялись в разных местах вокруг района обороны 1-го батальона, поэтому Ф.Г. Федосеевым было принято решение разослать по окрестностям одиночных бойцов, имевших при себе кое-какой провиант и пятидневный запас боеприпасов. Эти одиночки, рассредоточившись по району и замаскировавшись, существенно сковали свободу передвижения немецких солдат, неожиданно открывая им огонь в спину. В ближнем немецком тылу этими бойцами стали уничтожаться машины с боеприпасами, солдаты, отвечавшие за боеприпасы, пулемётные расчёты. 
В ночь на 19 сентября немцы подорвали стену внутри здания Гвоздильного завода и ворвались на территорию, контролировавшуюся 1-м батальоном. Завязался рукопашный бой, немцы забрасывали обороняющихся гранатами, было много случаев, когда бойцы ловили летящие гранаты, и успевали перебросить их обратно. Часть здания удалось отстоять,
однако у окружённых бойцов заканчивались боеприпасы, в частности, у миномётчиков закончились мины, они продолжали сражаться как пехотинцы. 

Пролеткультская улица, впереди виднеется пересекающая её ул. Гоголя. Направо — Гвоздильный завод. Здесь тоже находились бойцы 1-го батальона

В ночь на 20 сентября в расположение окружённого батальона пробралась местная жительница, Мария Виденеева, которая сообщила, что на немецкой стороне группируются значительные силы танков и пехоты. Утром начался новый штурм позиций батальона. По воспоминаниям участника обороны А.К. Драгана, «гитлеровцы ввели в бой все свои средства, все имевшиеся на этом участке резервы, чтобы сломить наше сопротивление в районе вокзала. Но продвигались они ценой больших потерь. Только во второй половине дня им удалось расколоть наш батальон на две части». В здании Центрального универмага оказался отсечён командир батальона Ф.Г. Федосеев. Связь остатков двух рот,
запертых в Гвоздильном заводе, со штабом батальона в Универмаге была потеряна, посылаемые в штаб связные не возвращались, бойцы в здании Гвоздильного завода стали действовать самостоятельно. 
Немцы начали штурм Универмага. Последнее донесение командира батальона Федосеева, переданное им из окружения, гласило: «Нас осталось девять. Все ранены. Драться будем до конца».

Фёдор Федосеев, кавалер ордена Красной Звезды за бои под Киевом

 
Был отсечён от Гвоздильного завода и вокзал, где всё ещё оборонялись бойцы 2-й стрелковой роты лейтенанта Матвея Кравцова. Несмотря на героическое сопротивление, под натиском врага вокзал был также оставлен. Продолжавшие сражаться бойцы 2-й роты предприняли три попытки прорваться из здания вокзала через Привокзальную площадь к Гвоздильному заводу. В результате этих попыток некоторые бойцы сумели прорваться, однако большая часть их погибла.

Антон Драган, принявший на себя командование после отсечения штаба 1-го батальона в здании Гвоздильного завода

21 сентября бойцы, сосредоточенные в здании Гвоздильного завода под командованием А.К. Драгана продолжали вести бой. Что происходило в этот момент на пространстве от Привокзальной площади до площади Павших борцов — командование не знало. Журнал боевых действий 13-й Гвардейской дивизии несколько раз (21 и 22 сентября) сообщает, что 1-й батальон ведёт бой в районе вокзала, но установить с ним связь не удалось. Чуйков же много лет спустя прямо писал в воспоминаниях: «До последних дней я не верил, что этот батальон погиб 21 сентября, ибо еще тогда по поведению противника чувствовал, что в районе вокзала и левее действуют наши воины, что фашисты несут там большие потери. Но кто там дрался и как — об этом никто не знал».

Схема боёв из ЖБД 13-й Гвардейской дивизии. Обращает на себя внимание перечёркнутая крестом область окружения 1-го и части 2-го батальона 42-го гсп, причём дата рядом проставлена предположительно: «20-27.9.42», из чего следует, что 27 сентября 1942 года в штабе дивизии не знали о времени прекращения сопротивления в районе вокзала

Между тем, в ночь на 22-е сентября остатки 1-го батальона оставили здание Гвоздильного завода и под покровом темноты стали пробираться к Волге. Этот путь занял у них несколько дней, и только несколько человек смогли в итоге пробраться на плоту на о. Голодный, где их подобрали зенитчики. 

Фрагмент Привокзальной площади после окончания боёв

Так завершилась оборона Сталинградского вокзала и его окрестностей, вошедшая одной из героических страниц в историю Сталинградской битвы.

Источники:

Журнал боевых действий 13-й Гвардейской дивизии
Журнал боевых действий 42 Гвардейского стелкового полка 13-й Гвардейской дивизии

Волгоград. Путеводитель по историческим местам города. М., 1977
Исаев А. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. М., 2018
Кобяков Е. Неизвестный Сталинград: центральный вокзал.
Мюллер-Гильдебранд Б., Сухопутная армия Германии. Справочник 1933-1945. М., 2003
Чуйков В.И. Сражение века. М., 1975

Holoboski М., Trofimov А. Stalingrad // After the Battle 2014, №166.