Сталинградский элеватор
Сталинградский элеватор

Сталинградский элеватор

Сталинградская битва содержит в себе множество выдающихся страниц, наполненных беспримерным героизмом солдат и офицеров Красной армии. Среди них одной из наиболее ярких является оборона сталинградского элеватора в сентябре 1942 года. 

 

Построенное незадолго до войны, в 1940 году, высокое здание элеватора резко выделялось на фоне окружавшего его частного сектора. Сталинградская битва добралась сюда в середине сентября 1942 г. 
16 сентября 1942 г. части 24-й танковой дивизии 48-го танкового корпуса 4-й немецкой армии захватывают железнодорожный вокзал Сталинград-II. В тот же день фашисты занимают и прилегающие к элеватору территории, в том числе и здание элеватора. Однако после взятия вокзала основной удар немецких войск был нанесён не на Восток, в сторону Волги и элеватора, а на Север, с целью захвата железнодорожного моста через Царицу, что немцам удалось сделать (правда, через некоторое время наши войска отбили этот мост). Район элеватора на тот момент оказался второстепенным и плотность немецких войск здесь была невелика. Это обстоятельство позволяет бойцам 11-го полка 10-й отдельной стрелковой бригады, под командованием старшего лейтенанта М.П. Полякова, силами небольшого отряда уже на следующий день, 17 сентября, захватить элеватор обратно. 
Для этого Поляков разделил свой отряд на три части. Первая часть, которой командовал лейтенант Сатановский, отвлекала противника лобовой атакой, вторая часть – лейтенанта Степанова в этот момент зашла с тыла, третья часть самого Полякова – обстреливала элеватор с фланга. Бой в здании продолжался несколько часов и окончился уничтожением немцев. 

Б.А. Степанов — один из командиров, руководивших захватом элеватора 17 сентября 1942 г.

Бойцы Полякова были намерены закрепиться в здании надолго, поэтому ими была выстроена сложная оборона, включавшая в себя не только сам элеватор, но и ряд соседних зданий, что позволило эффективно взять под контроль не только само здание, но и всё пространство вокруг и выстроить здесь серьёзную оборону. При этом общая численность обороняющихся внутри и вокруг элеватора не превышала 35 человек. 

Бой в окрестностях элеватора

Надо сказать, что в целом оборона Сталинграда в районе южнее Царицы (т.е. современного Ворошиловского района) на тот момент была довольно слабой. Эту территорию от немецкого наступления прикрывали измотанные и обескровленные в боях части. Помимо 10-й стрелковой бригады в непосредственной близости от элеватора сражались последние остатки 100-го и 101-го полков 35-й гвардейской дивизии, которая ещё в начале сентября прикрывала весь южный фланг 62-й армии в районе Купоросной балки (совр. «Зелёное кольцо» или «Авторынок»), однако после гибели командующего – генерала Глазкова и тяжёлых сентябрьских боёв, отступила и была почти полностью уничтожена; также здесь находились остатки 131-й стрелковой дивизии, из-за потери большей части своего состава занимавшей уже совсем небольшой участок фронта. Эти силы, при всей решимости солдат к обороне, едва ли смогли бы удержать элеватор. Между тем, уже днём 17 сентября подтянувшиеся сюда силы немецких 94-й пехотной и 29-й мотострелковой дивизий начинают первые попытки выбить обороняющихся из здания. В ночь на 18 сентября происходит первая серьёзная атака на элеватор – силами 274 полка 94-й немецкой пехотной дивизии. 

Немецкая артиллерия ведёт обстрел элеватора

Столкнувшись с неожиданным сопротивлением и не желая втягиваться в штурм здания, командир немецкого 48-го корпуса (переданного в тот момент в состав 6-й армии под командованием генерала Паулюса) генерал Кемпф приказал нанести по элеватору мощный артиллерийский удар – силами 88-мм зенитных орудий 24-й танковой дивизии. По элеватору, по приказу Кемпфа, в 15:00, с расстояния в 800 м было произведено 50 выстрелов, из которых в цель попало 44. По замыслу немецкого командования артиллерийский удар должен был уничтожить оборону в элеваторе. Однако удар этот оказался на редкость бесполезным. Почти все снаряды угодили в силосные башни, в которых не было защитников, и стены которых оказались настолько прочны, что снаряды лишь наделали в них дырок, но не разрушили конструкцию. Мощный артобстрел не ослабил защиту здания. 

Немецкая пехота группируется в окрестностях элеватора. По всей видимости снимок сделан в самом начале боёв (здание элеватора ещё не повреждено, немцы не пригибаются)

В ночь на 19-е сентября оборона элеватора получила подкрепление. За несколько часов до того на обескровленный берег Волги южнее Царицы высадился с левого берега десант моряков Северного и Балтийского флота, сведённых в 92-ю отдельную стрелковую бригаду (осбр) под командованием подполковника П.И. Тарасова. Общая численность бригады, распределившейся по всему району, а частично действовавшей (артиллерией) из-за Волги, составляла около 6000 человек. Появление моряков 92-й осбр поначалу резко меняет баланс сил. Десантники захватывают значительную часть района, с боями дойдя до вокзала Сталинград-II, однако отбить вокзал им не удаётся. Понесённые потери и ответное усиление нажима со стороны немцев заставляет моряков отступить назад. В элеваторе от этой бригады находится около 18 человек из 2-го батальона бригады под командованием А.О. Хозяинова. В то же время остатки 35-й дивизии, составлявшей часть гарнизона элеватора, начинают постепенно выводить из города, таким образом в конечном счёте в элеваторе происходит не столько усиление обороны, сколько частичная ротация защитников, общее число защитников возрастает не очень сильно – до 45 человек.

А.О. Хозяинов — командир роты 2-го батальона 92-й осбр. Благодаря его активной деятельности в 60-70-е гг. удалось собрать множество исторических свидетельств от ещё живших в то время защитников элеватора и привлечь к истории элеватора общественное внимание

На рассвете 19 сентября, после провального артобстрела, немцы предлагают защитникам элеватора сдаться. Для этого они высылают к стенам здания танк под белым флагом. Прибывший на нём немецкий офицер выставил защитникам ультиматум: сдача в плен или уничтожение гарнизона уже через час. В ответ офицер и его переводчик были разоружены, танк подбит, парламентёры отправлены обратно, к своим, но пешком. Немцы начинают атаку, во время которой элеватор удаётся отрезать от основных сил 92-й осбр и окружить. Посланная на прорыв, на помощь обороняющимся в элеваторе пулемётная рота не может
пробиться через вражеские порядки и погибает почти в полном составе. 

Лестница внутри Главной башни элеватора. Полностью сохранилась с военных времён

 

Следы пуль на перилах лестницы

 

Лестница. Вид с площадки

На элеватор с южной и западной стороны обрушивается подряд две атаки немецкой пехоты, поддерживаемой семью танками. Обе атаки захлёбываются, североморцы и части Полякова выдерживают натиск, но намечается проблема с нехваткой боеприпасов, так как здание окружено и подвоз их (наряду с продуктами питания и водой) не осуществляется. Немного позже атаки возобновляются, всего в тот день их было девять. В этот момент бои разворачиваются не только вокруг элеватора, но и по всему району. Фашисты теснят наши войска, которые медленно отступают к Волге и Царице, теряя надежду на воссоединение с солдатами, запертыми в элеваторе. К 22 сентября линия фронта будет проходить уже вдали от элеватора – по ул. КИМ. Тяжёлые бои приводят к большим потерям бригады: 6000 человек имевшихся в бригаде 18-19 сентября к 23 сентября в строю остаётся лишь 2391 человек (включая тыловые части на левом берегу Волги), а к 30 сентября – 1100 человек. 

Ул. Рабоче-Крестьянская в районе элеватора после завершения боёв

Между тем, 21 сентября немцы предпринимают решительный штурм против продолжающего держаться элеватора. На здание обрушивается артиллерия и авиация, атаки пехоты, силы которой многократно превышают число обороняющихся при поддержке 16 танков. От ураганного огня загорается зерно, всё здание заволакивает густым дымом, от тяжёлых разрывов лопается бетон, наши солдаты отбиваются, стреляя по танкам из противотанковых ружей, забрасывая вражескую пехоту связками гранат и бутылками с зажигательной смесью. Было отбито семь атак противника, немцы понесли значительные потери, но взять элеватор 21-го сентября так и не смогли. Однако и обороняющиеся несут потери, были убитые и раненные, к тому же у защитников начали заканчиваться боеприпасы. На пулемёт осталось патронов по полтора диска, на каждый автомат — по 20-25 и на винтовку — по 8-10 штук, а противотанковые ружья остались вообще без боеприпаса. К исходу дня 21-го сентября, после очередной атаки немцам удаётся ворваться в здание и захватить несколько помещений с западной стороны, бой начался внутри здания. 
В ночь на 22 сентября в связи с исчерпанием боеприпасов, обороняющиеся принимают решение покинуть элеватор по подземному тоннелю, и прорываются из окружения. Однако выход к своим частям занял у них почти два дня. 

Подземный тоннель, ведущий под элеватором в сторону причала на Волге, проходит под Рабоче-Крестьянской улицей. Этим тоннелем пользовались защитники элеватора в сентябре 1942 г. Здесь до сих пор сохранилась транспортерная лента, монтировавшаяся незадолго до начала боёв

 

Следы войны на конструкциях транспортерной ленты

 

В боях за элеватор особенно отличились лейтенант З.Г. Зозуля, мл. лейтенант А.О. Хозяинов, рядовые Бирюков, Хвостиков, старший политрук Носарев, капитан Назаров, сержант Калашников, старшина Катлюк. 

Памятник защитникам элеватора, первоначально установленный на Рабоче-Крестьянской улице

 

Памятник морякам-североморцам, установленный на месте старого памятника в 70-е гг.

К 30 сентября 92-я осбр практически теряет все территории за Царицей. 
Оборона элеватора, выдержавшая множество атак немецких войск, настолько впечатлила фашистское командование, что здание элеватора было изображено на проектировавшейся почётной нашивке, которую предполагалось размещать на форме всех немецких солдат участвовавших в Сталинградской битве (после её завершения), но этому никогда не суждено было случиться. 

Проект нашивки с изображением элеватора, разработанной немцами осенью 1942 г.

Пленные немцы идут мимо элеватора. Январь-февраль 1943 г. На силосных башнях хорошо видны пробоины от удара 88-мм зенитных орудий

После войны здание элеватора было восстановлено и существенно расширено. На сегодня оно занимает своё место на Рабоче-Крестьянской улице практически в том же виде, в каком оно стояло в героические дни сентября 1942 года. Здание элеватора поразительно хорошо сохранилось и содержит в себе многочисленные отметины прошлого.

Старый въезд на территорию элеватора. Ворота хранят следы немецких пуль и осколков

 

След от осколка

 

Надсилосный этаж. Транспортерные ленты сохраняются со времён строительства здания

 

Здесь множество следов боевых действий

 

Здесь по-прежнему транспортируется зерно

На крыше элеватора до сих пор стоит конструкция старой лебёдки (выступает над фасадом)

 

Для сравнения: та же конструкция на крыше во время боёв

 

Здесь красуется надпись «Керчь»…

 

…и зияют пробоины от немецких пуль

 

Источники:
Волгоград. Путеводитель по историческим местам города. М., 1977
Исаев А. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. М., 2018
Чуйков В.И. Сражение века. М., 1975
Шалагинов В.В. 92-я морская бригада в Сталинграде. М, 2017