Сделанный для Сталинграда

Сталинградская
битва требовала огромного напряжения сил – как от нашей стороны, так и от
немецкой. Битва эта была беспрецедентной во многих аспектах, она породила новые
методы и приёмы ведения боя, заставила переосмыслить ряд общепринятых военных шаблонов и даже потребовала от сторон создания специального оружия,
предназначенного для использования только в Сталинграде. С немецкой стороны в
условиях Сталинградской битвы таким специальным оружием стала совершенно
особенная самоходная артиллерийская установка, получившее сокращённое
наименование sIG.33B (полное наименование – Sturminfanteriegeschütz
33 Ausf.B, штурмовое пехотное орудие 33). 
 

sIG.33B на марше

Новый
монстр sIG.33B стал для наших войск опасным противником из-за своего
разрушительного орудия большой мощности. Бои в Сталинграде обернулись для
немцев неожиданно тяжёлыми потерями не только в живой силе, но и в технике, в танках и САУ, что и заставило подумать немецко-фашистское командование о
разработке специального оружия для Сталинграда. 
 

 

 Колонна sIG.33B на марше

 

Вопрос
о необходимости создания такой установки был озвучен на совещании у Гитлера в
разгар боёв за центральную часть Сталинграда, 20 сентября 1942 г. В дни, когда войска
13-й Гвардейской дивизии, запертые в окружении в здании железнодорожного вокзала,
вели ожесточённые схватки с немцами, на гитлеровском совещании было сказано: «Бои в Сталинграде со всей ясностью показали
необходимость иметь тяжёлое орудие в тяжело бронированной машине для стрельбы
фугасным снарядом, способным разрушать целые дома несколькими выстрелами»
 

Где-то в Сталинграде

 
Разрабатывать
принципиально новую машину не было времени. Поэтому за основу sIG.33B взяли танк Pz.III, на которой
сварили усиленно бронированную коробку и вставили в неё тяжёлое 150-мм орудие (sIG33, без «Ausf.B»). Экспериментальные
заготовки для производства подобного оружия имелись в тот момент в цехах завода
«Шкода» в Чехии. К производству приступили практически сразу – и уже 13 октября
1942 года первая партия из 12 САУ вышла из заводских ворот, а 28 октября эта партия
прибыла по железной дороге на станцию Чир. В тот же день входившие в 6-ю армию
Паулюса LI армейский
и XIV танковый корпуса получили приказ как можно скорее
забрать их и направить на улицы Сталинграда. 
 

sIG.33B, вид сзади

 
30
октября шесть самоходок из этой партии начали участвовать в городских уличных
боях в составе 245-го батальона штурмовых орудий, а остальные поступили в
действующую армию в первых числах ноября. Эти машины приняли участие в штурме завода
«Красный Октябрь» и группы Горохова на Спартановке. 
 

 

Современная схема внешнего устройства sIG.33B 

 

По
причине дальнейшего развития событий Сталинградской битвы, а именно – окружения
6-й армии в Сталинграде и невозможности доставки новой техники в «котёл»,
производство sIG.33B было остановлено, в
Сталинградской битве несколько машин ещё участвовали в попытках прорыва
немецкой группировки в город в декабре 1942 г. 
 

Современная модель sIG.33B. Источник

По
состоянию на сентябрь 1944-го года в строю в вермахте оставалось всего 5 штук sIG.33B. 

sIG.33B (слева) где-то на дорогах войны

Разгром
6-й армии в Сталинградской битве не дал немецкому командованию в полной мере
воспользоваться разрушительной мощью sIG.33B.
Один из этих монстров был захвачен во время городских боёв в Сталинграде нашими
войсками и отправлен на испытания. Этот единственный сохранившийся доныне экземпляр sIG.33B представляет собой экспонат бронетанкового музея в Кубинке. 

Роман Шкода

Добавить комментарий