Автор — Денис Жабкин
История Саратова хранит много фамилий именитых гостей города. дух их пребывания хранят гостиницы, доходные дома, учебные заведения.
Одно из таких мест расположено на проспекте Кирова. Если вы гуляете по проспекту, то мимо белоснежного фигурного здания гостиницы «Волга» пройти мимо не могли. А если поднять голову вверх, то взору откроются скульптуры и необычная крыша. Недаром это здание является одним из трёх памятников федерального значения, расположенных на проспекте.
История этого здания началась в далёком 1911 году, когда купец 1 гильдии Д.В. Тихомиров купил данный участок на улице Немецкой (так тогда именовался проспект Кирова). Первоначально тут были разные постройки и электротеатр «Эхо искусства». В 1913 году он решил построить на участке 5-этажный доходный дом с подвальным этажом «Центральный пассаж». Во дворе планировалось строительство корпуса театра, но городская дума не поддержала данное предложение. В итоге вместо доходного дома было начато строительство гостиницы на 200 номеров с нижним этажом «под магазины». Проект был выполнен архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым, зарекомендовавшим себя перестройкой здания музыкального училища под консерваторию.
Архитектор Семён Каллистратов получил специальное образование в Швейцарии, отчего и проектировал необычную для наших мест архитектуру. Проект здания был выполнен в стиле арт-деко. Новаторским для Саратова было устройство мансардного этажа с двускатными навесами из кровельного железа. Четвёртый этаж был сделан в виде открытой галереи. На пилонах, вытянутых во всю высоту здания, стояли скульптуры средневековых рыцарей и атлетов.
Построить здание получилось не сразу. В 1914 года началась Первая мировая война. Цены на стройматериалы резко подскочили, в связи с мобилизацией рабочих рук стало не хватать. Тихомиров выставил недостроенный дом на продажу, предлагая купить его Обществу купцов и мещан, Губернской земской управе. Но достраивать его так и пришлось самому, взяв многочисленные кредиты и объединившись с другими известными купцами в «Первое домовладельческое и строительное товарищество в Саратове» (учредители: В.В. Тихомиров, Г.А.Борель, В.А.Красулин). Будущую гостиницу назвали «Асторией», как известную столичную гостиницу, ставшую своего рода эталоном комфорта.
Гостиница была открыта в начале 1917 года. Для постояльцев предлагались 83 электрифицированных номера, но общественные пространства довести до ума не успели. Не был отделан ресторан, зал для кинематографа пустовал. Однако учитывая, что достраивалось здание в тяжёлых условиях нехватки стройматериалов, топлива и денег, можно назвать это большой удачей.
Проработала гостиница совсем недолго. Сразу после революции в неё определили губернский совнархоз. Потом здание отдали депутатам, сделали в нём «Третий дом пролетариев» и лишь в 1925 году зданию возвратили ему первоначальное назначение.
«Астория» в 1936 году. Утраченные детали — окна и головы
Именно в этой гостинице останавливались многие известные личности. В конце января 1927 года здесь в одном из номеров на втором этаже пять дней проживал поэт Владимир Маяковский. Постояльцами в разное время были В. В. Гладков, А. В. Панкратов-Чёрный, А. Я. Розенбаум, Е. В. Миронов и многочисленные звёзды российской эстрады.
Легенда гласит, что скульптуры рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с ними – гонцы, готовые выбежать навстречу усталым гостям, чтобы помочь им с багажом. К сожалению, в советские годы были утрачены другие элементы фасада: готические окна и головы, венчающие куполы на крыше.
Проект расширения гостиницы, 1965 г.
Распространённое заблуждение – что все скульптурные изображения на гостинице были выполнены по эскизам молодого 26-летнего саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука. Оно появилось благодаря фотографии молодого Павла Фёдоровича в мастерской рядом с этими фигурами. На самом деле он просто в ней работал, а автором скульптур являлся преподаватель Боголюбовского рисовального училища скульптор Николай Петрович Богословский, учеником которого и являлся Дундук. Лепщиком скульптур был В.К.Фёдоров.
В 1956 году гостиница «Астория» стала «Волгой». В середине 1960-х годов собирались делать 8-этажную пристройку к гостинице, которая расширила бы её до улицы Яблочкова. Газета «Коммунист» сообщала: «Новое восьмиэтажное здание из стекла и бетона по своей вместимости будет в три с лишним раза больше нынешней «Волги» /…/ Кроме того, реконструкция даст возможность увеличить примерно на сто номеров вместимость старого здания».
Этим планам не удалось воплотиться в жизнь. Благодаря этому мы можем наслаждаться творением Семёна Акимовича Каллистратова почти в первозданном виде. А здание до сих пор выполняет свои первоначальные функции.
Источники, использованные в статье:
— Вячеслав Иванович Давыдов «Дворцы и замки архитектора Каллистратова», 2015.
— Вячеслав Иванович Давыдов и Виктор Николаевич Семёнов, «Саратов историко-архитектурный», 2 изд., 2012
— Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)