История Волгограда хранит память о нескольких потрясающих зданиях, которые сегодня могли бы быть гордостью города, но, к сожалению, не сохранились в пламени Сталинградской битвы и последовавших перепланировок кварталов и улиц. Одним из таких зданий был когда-то дом (скорее — дворец) Воронина, который за свой недолгий век успел вобрать в себе несколько исторических эпох. История Царицына и довоенного Сталинграда словно отразились в его фасадах.
Дом Воронина на перекрёстке улиц Ленина и Чуйкова, вторая половина 30-х гг.
Семья купцов, потомственных почётных граждан Ворониных была широко известна в Царицыне. Один из её основоположников, Василий Воронин в конце 1870-х годов выкупил место у Городской площади и выстроил здесь гостиницу «Столичные номера», на фундаментах которой стоит современное здание гостиницы «Волгоград». Его сын — Константин Воронин вошёл в историю Волгограда тем, что за свой счёт выстроил Городскую больницу, вложив в это около 130 тысяч рублей и безвозмездно подарив её городу. По сей день эта больница, именуемая сегодня Областной, продолжает работать по прямому назначению. Дочь Константина Воронина Августа стала женой знаменитого царицынского мецената Александра Репникова, пожертвовавшего городу 50 тысяч рублей на возведение Дома науки и искусств (современный театр на Площади павших борцов). Воронины были богатейшими купцами Царицына, им принадлежало пятиэтажное здание Коммерческого училища на ул. Московской и здание Реального училища (а также и Азовско-Донского банка), ранее известное как «Дом Божескова», современное крыло Областной администрации. Сын Константина Воронина Александр стал известен тем, что, выстроив себе роскошный дворец, в 1914 году приспособил его под нужды военного офицерского госпиталя.
Угол улиц Успенской (совр. Ленина — в левой части) и Петровской (совр. им. Чуйкова поперёк внизу кадра). Справа виднеется сохранившееся здание бывш. Мариинской гимназии, совр. Управление статистики на ул. Чуйкова
Дом этот был в 1912 г. и располагался на углу улиц Успенской (совр. Ленина) и Петровской (совр. Чуйкова). Прежде на этом месте стояло небольшое двухэтажное здание, занимавшееся в первом этаже «Сарептским магазином».
Первая Мировая война, вручение знамени, 1915 год
Дом Воронина считался одним из самых роскошных в Царицыне. Строительство велось по проекту французского архитектора к планировавшемуся, но так и не состоявшемуся приезду в город императора Николая II. Внутри здания были роскошные мраморные лестницы с кованными решётками, при отделке стен, использовался белый, розовый, зеленый, красный и черный мрамор, внутри здания были залы, отделанные мрамором разных цветов. Стены украшала художественная лепнина, на полах лежал инкрустированный паркет. Снаружи здание было облицовано финским гранитом. В здании было 180 помещений. Одним словом, самый богатый на тот момент человек Царицына построил себе настоящий дворец, без всяких кавычек.
Дом Воронина (уже бывший) — в центре. Перед зданием в то время лежала Успенская (Соборная) площадь. Фото сделано 1 мая 1921 г.
С началом Первой мировой войны Воронин не просто передаёт здание под нужды госпиталя, но и оборудует его за свой счёт. Газета «Царицынский вестник» писала по этому поводу: «Лазарет поражает своей исключительной, ослепительной роскошью. Высокие светлые, расписанные масляными красками комнаты с паркетными полами, создают впечатление необычайного уюта. Для больных предназначены две комнаты. В одной зала — 11 кроватей. Все кровати с сетками, матрасы из морской травы, подушки пуховые. Около каждой кровати стоит изящный столик. Большой парадный зал с колоннами, отделанными мрамором, и с двумя колоссальнейшими люстрами, отведён под столовую. В то же время он служит и местом для прогулок больных. Визави парадного зала находится большая перевязочная комната. Кроме того, имеется ещё комната для дежурных и прекрасная ванная. Лазарет обслуживается доктором Верманом, двумя сёстрами милосердия и четырьмя хожалками».
Фасад дома на ул. Успенскую (Ленина)
После революции никакого лазарета здесь уже не было, в 1927-1935 гг. в здании находился Губком и Горком ВКП(б), губернская контрольная комиссия, Рабкрин. Однако проработали они здесь недолго: 3 января 1936 года бюро Крайкома ВКП(б) приняло решение о передаче здания под Дворец Пионеров (первый Дворец Пионеров в СССР). В качестве потенциально подходящего здания рассматривалось шесть вариантов, но выбрали именно это.
Дворец пионеров, вид с реконструированной набережной, 1940-й год
В связи с необходимостью приспособления здания под новые цели, было принято решение о его перепланировке. Для проведения строительных работ Народный комиссариат просвещения выделил 150 тысяч рублей. В здании начинается капитальная реконструкция, существенно сокращается число помещений (со 180 до 38). Торжественное открытие дворца состоялось 17 мая 1936 года.
Конец 30-х — начало 40-х. Фото из коллекции Антона Александрова
В процессе реконструкции в бывшем доме Воронина были оборудовали музыкальные комнаты, балетная студия, помещения для театрального и хорового коллективов, лаборатория юных натуралистов, класс занимательной физики, кино и фотостудия, кабинет зоологии, клуб юных моряков, поэтическая студия, музыкальные и технические кружки, авиамодельный кружок и, гордость дворца — радиоузел. Дворец Пионеров располагал собственной типографией, в которой печаталась газета «Дети Октября». Здание было рассчитано на 1500 воспитанников. Кроме того, Дворцу пионеров было передано соседнее здание бывшей Мариинской гимназии (сохранившееся поныне на ул. Чуйкова), где разместился зрительный зал на 800 мест.
Здание после окончания Сталинградской битвы. Вид со стороны ул. Ленина
Работа кружков была поставлена достаточно серьёзно. Так, силами балетной студии в 1940 году был поставлен балет «Лебединое озеро», а на базе «музыкальных комнат» был создан собственный симфонический оркестр под руководством И.А. Дивинского.
Здание после окончания Сталинградской битвы. Вид со стороны ул. Ленина. Справа виднеется памятник Хользунову
С началом Великой Отечественной войны кружки Дворца приступили к пошиву белья для госпиталей. Кружок химии занялся расфасовкой медикаментов и перевязочных средств, типография стала печатать продукцию военного назначения, в том числе повестки, а симфонический оркестр стал выступать на городском радио. Здесь также изготавливались деревянные корпуса для противотанковых мин. Однако всё это продолжалось недолго. 9 декабря 1941 года Городской комитет обороны принимает решение о закрытии Дворца пионеров, его помещения передают эвакуированному в Сталинград штабу Харьковского военного округа.
Лепнина на сторону ул. Ленина
Во время Сталинградской битвы здание было частично разрушено и, судя по сохранившимся фотоснимкам, подлежало восстановлению. Соседнее здание бывш. Мариинской гимназии было успешно восстановлено (правда, его тоже собирались снести, но позже, и, к счастью, так и не снесли).
Руины Сталинграда с воздуха. Дом Воронина обозначен цифрой «1», цифрой «2» — Коммерческое училище (также принадлежавшее когда-то Ворониным), «3» — б. Мариинская гимназия, сохранившееся здание
Однако его три этажа не вписывались в новую концепцию шестиэтажной набережной и в конце 40-х бывший дом Воронина был разобран. На его месте (по всей видимости с использованием его фундаментов) было выстроен жилой дом Облфинотдела.
Здание, стоящее строго в границах дома Воронина на углу улиц Ленина и Чуйкова в наше время
К сожалению, дом Воронина не сохранился. От всей бывшей улицы Петровской сохранилось только двухэтажное здание по соседству.