История Саратова находит в судьбе этого дома одну из своих печальных сторон. Дом располагается ныне по ул. Советской, которая в старые времена именовалась ул. Константиновской. К началу ХХ века здание имеет только один этаж, им владеет купеческая вдова Евдокия Аносова (тогда он носил номер «3»). 30 апреля 1910 года его приобретает инженер Вячеслав Августович Яхимович, именно его имя до сих пор носит этот дом.
Дом Яхимовича. Общий вид с ул. Константиновской (Советской). Внизу дом украшают две кариатиды, вверху — ещё две женские фигуры. Нижние фигуры страшны, верхние — прекрасны. 24.05.2018 г.
В 1913-1914 гг. Яхимович кардинально перестраивает купленную им недвижимость: к имеющемуся этажу достраивается ещё два, дом украшают бетонные женские фигуры (авторства скульптора Кононова), сделавшие его сразу одним из самых выразительных в Саратове. Дом имеет Г-образную форму, основной его фасад выходит на улицу, тогда как боковой — тянется перпендикулярно улице, во двор.
Верхние фигуры
Левая женская фигура с двух ракурсов. Состояние на 24.05.2018 г.
Разрушение скульптуры достигло критического уровня. Особенно обращает на себя внимание левая рука скульптуры, с открывшейся полостью и обнажившейся арматурой. Такое состояние грозит обрушением крупных частей скульптуры, что приведёт к полной утрате наследия, а так же является опасным для прохожих
Наряду с выдающимся наружным устройством, Яхимович делает дом не менее примечательным и внутри. За несколько лет до покупки дома, в 1907 г., Яхимович изобретает и патентует технологию паробетонного отопления. Данная технология предполагает закладку в бетонную стену стальных труб парового отопления. Получаемая в итоге «тёплая» стена близка по принципу функционирования к распространённой ныне технологии тёплого пола. Разумеется, при устройстве дополнительных этажей своего дома, Яхимович использовал для системы отопления собственное изобретение.
Правая скульптура с двух ракурсов. Руки и ноги скульптуры покрывают сквозные трещины, в ряде случаев происходит частичное обрушение отдельных частей
Голова правой скульптуры
Европе. В России постепенно ряд домов с паробетонным отоплением оказался утрачен, в ряде случаев система отопления была перестроена. В результате на сегодняшний день в России по этой системе отапливаются только два дома. Первый из них располагается в Санкт-Петербурге, второй — собственно, дом Яхимовича в Саратове. Таким образом здание является памятником не только в архитектурном плане, но и в инженерном.
Нижние скульптуры, называемые кариатидами
Глубокая деградация скульптур и бетонных конструкций над ними
Морды кариатид белые от стекающей сверху побелки. Эта проблема существовала и в старые времена
Общее состояние фасада здания после пожара
На фасаде следует в первую очередь обратить внимание на деформацию несущих конструкций здания. Если присмотреться к вертикальным линиям пилястр — хорошо видно горизонтальное смещение, вертикали нарушены, появились «заломы» с трещинами в местах смещения. По всей видимости деформация произошла ещё до пожара. Как скажется на этой проблеме пожар — пока не ясно. «Везением» является то, что пожар произошёл в весенне-летнее время, конструкции здания успеют просохнуть до холодов. Подобное происшествие в ноябре-декабре, в период осенних заморозков и зимних оттепелей, привело бы к ещё более разрушительным последствиям. Подобного рода смещения представляют значительную угрозу в плане роста рисков обрушения конструкций, однако не являются критическими при реставрационных работах. В процессе реставрации такое смещение может быть устранено, хотя это, конечно, существенно увеличивает стоимость восстановительных работ.
Горизонтальное смещение несущих конструкций
Разрушение балкона
Обнажение арматуры и общее разрушение бетонных конструкций
Обнажение несущих конструкций балкона
Утрата декоративных элементов на фасаде
Значительный интерес представляет собой и дворовый фасад здания. Интересно, что дом построен из кирпича разных марок.
Дом с кариатидами — уникальное наследие Саратова, которое обязательно должно быть сохранено. Произошедший пожар не должен не только остановить намечавшийся ремонт, но и наоборот — усилить к нему внимание, а также внимание и к другим кричащим проблемам памятников истории и архитектуры.