Автор — Денис Жабкин
Был в истории Саратова настоящий патриот саратовской земли, готовый пожертвовать своё имущество ради высоких целей сохранения летописи нашего края. Его старый кирпичный дом с восточными орнаментами на фасаде сложно не заметить, прогуливаясь по улице Сакко и Ванцетти. Дом известен, как «дом Тилло», но кто этот самый Тилло?
Первый дом Тилло-музей Столыпина
Адольф-Вильгельм-Пауль Андреевич Тилло – представитель французского дворянского рода, переселившегося в Россию. Он родился в 1846 году. Интерес к истории, археологии и краеведению возник у него с детских лет. Уже в 23-летнем возрасте он был избран членом-сотрудником Императорского Русского географического общества. В обществе он занимался научными исследованиями, изучением народных промыслов, писал о пустынях Азии.
В 1885 году его назначили вице-губернатором в Саратов. Здесь он обзавелся семьёй, женившись Аглаиде Петровне Тюльпиной, внучке известного саратовского купца 1-й гильдии Петра Федоровича Тюльпина.
Первый дом Тилло
12 декабря 1886 года на учредительном собрании Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК) Адольф Тилло большинством голосов был избран первым ее председателем. Тилло любил работу в комиссии, вдохновлял своим примером других работников.
САУК была шестой по счету в России. Главными задачами её ставилось создание губернского исторического архива, «собирание разных древностей края», организация музея, публикация трудов. Она не имела собственного помещения и неоднократно меняла свое местонахождение в пределах Саратова.
Второй дом Тилло
В начале 1889 г. Тилло перевели на службу в Ставрополь, в связи с чем он сложил полномочия председателя САУК. В 1894 году он
увольняется и в чине действительного статского советника он возвращается в Саратов.
увольняется и в чине действительного статского советника он возвращается в Саратов.
В 1901 году Тилло строит для своей семьи тот самый дом, имеющий сегодня номер 40 по улице Сакко и Ванцетти (тогда Большой
Кострижной), в так называемом «мавританском стиле».
Кострижной), в так называемом «мавританском стиле».
Вид дома в 1965 г. (фото Германа Рассветова)
Мавританский стиль — ретроспективное направление в архитектуре, широко распространённое на рубеже XIX—XX веков, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Отличительные черты – настенная резьба в виде восточных узоров по фасадам, наличие цветных витражей и куполов.
В 1910 году Адольф Тилло начал строить второй дом на этой же улице, а первый 18-комнатный особняк вместе с флигелем, службами и всей обстановкой решил передать в дар Саратовской ученой архивной комиссии – с условием организации в нем мемориальной комнаты недавно убитого российского премьера П.А. Столыпина (саратовского губернатора в 1903-1906 гг). На содержание дома он обязался ежегодно давать комиссии по 800 рублей.
Интерьер дома Тилло. Фото Государственного архива Саратовской области.
Собственную коллекцию различных древностей и произведений искусства он передал в дар комиссии и Радищевскому музею.
В 1911 году СУАК переместилась в пожертвованный особняк, разместив внутри библиотеку, фонды и экспозиции. В 1913 году в этом доме начал функционировать музей П.А. Столыпина, где были размещены редкие реликвии и документы, связанные с именем легендарного российского премьер-министра.
Интерьер дома Тилло. Фото Государственного архива Саратовской области.
Сам же Адольф Тилло переехал во второй дом, построенный недалеко от первого – сегодня он имеет номер 36 по улице Сакко и
Ванцетти.
Ванцетти.
Предполагаемый архитектор второго дома с элементами модерна – Юрий Терликов. Согласно документам, второе домовладение действительного статского советника состояло из двухэтажного жилого дома смешанной постройки и жилого деревянного флигеля со службами.
Интерьер дома Тилло. Фото Государственного архива Саратовской области.
К этому времени супруга Тилло скончалась, сам он болел, поэтому в завещании от 1913 года он велит передать и новое дворовое место со всеми находящимися на ней жилыми и нежилыми постройками в собственность Саратовской ученой архивной комиссии. По 75 тысяч рублей своего состояния он завещал САУК и Радищевскому музею.
После Октябрьской революции, беспокоясь о судьбе ценностей и вещей, хранившихся в доме, он дополнил своё завещание. В Саратовском областном музее краеведения хранится та последняя воля Адольфа Тилло. В этом документе написано: «…в дополнение к моему последнему нотариальному духовному завещанию прошу моих душеприказчиков и членов Саратовской ученой архивной комиссии исполнить мое последнее предсмертное распоряжение – передать народу, т. е. Саратовской ученой архивной комиссии … всю домовую и квартирную обстановку, как то: зеркала, картины, все предметы искусства, исторические вещи, документы, гобелены, драгоценные ковры, часы… Пишущую машинку и все письменные принадлежности отдать библиотекарю Саратовской ученой комиссии. Хоронить меня как простого, бедного рабочего рядом с могилой жены моей. Анатолий (Адольф) Андреевич Тилло. 16-29 июля 1918 г.»
В ноябре 1918 года он скончался, и в его втором доме расположились вновь созданное «Нижне-Волжское Областное общество краеведения» и квартиры для учителей города.
Современный вид
В 1934 году «для организации и упорядочивания внеурочного времяпровождения школьников Саратова и развития творческих способностей детей», в нём был открыт городской Дом пионеров. Первыми кружками стали: авиамодельный, рукоделия, хоровой, танцевальный, собаководства и верховой езды. В 1936 году открылся театральный кружок, в работе которого принимал участие драматический актер И.А. Слонов.
В 1937 году под городской Дом пионеров отдают здание на Театральной площади, изначально построенное для Городского общественного банка. Ещё три года идёт реконструкция здания и в сентябре 1940 года пионеры переезжают из дома Тилло в новый дворец. А дом передают под жилой фонд.
Что касается первого дома Тилло, то в 1920 году на базе СУАК было организовано общество истории, археологии и этнографии, ставшее в 1923 году Саратовским научным обществом краеведения. В 1930 году его упразднили, присоединив к Нижне-Волжскому институту краеведения имени Горького при СГУ, и выселили из здания, передав все документы и коллекции в фонд Областного краеведческого музея, а в доме разместили жилые квартиры.
К сожалению, многие элементы дома к настоящему времени утрачены: купол, башенки, входной фонарь перед парадной дверью, парапет на крыше, витражные окна, барельефы и лепнина во внутренних помещениях.
Саратовская архивная ученая комиссия, которую возглавлял Адольф Тилло, положила начало двум главным учреждениям, хранящим историю Саратовского края: Государственному архиву Саратовской области и Саратовскому областному музею краеведения.
Источники:
1. В.И. Давыдов, В.Н. Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
2. Сайт Саратовского областного краеведческого музея (comk.ru)
3. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
4. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)