Сталинградская битва требовала огромного напряжения сил – как от нашей стороны, так и от немецкой. Битва эта была беспрецедентной во многих аспектах, она породила новые методы и приёмы ведения боя, заставила переосмыслить ряд общепринятых военных шаблонов и даже потребовала от сторон создания специального оружия, предназначенного для использования только в Сталинграде. С немецкой стороны в условиях Сталинградской битвы таким специальным оружием стала совершенно особенная самоходная артиллерийская установка, получившее сокращённое наименование sIG.33B (полное наименование – Sturminfanteriegeschütz 33 Ausf.B, штурмовое пехотное орудие 33).
sIG.33B на марше
Новый монстр sIG.33B стал для наших войск опасным противником из-за своего разрушительного орудия большой мощности. Бои в Сталинграде обернулись для немцев неожиданно тяжёлыми потерями не только в живой силе, но и в технике, в танках и САУ, что и заставило подумать немецко-фашистское командование о разработке специального оружия для Сталинграда.
Колонна sIG.33B на марше
Вопрос о необходимости создания такой установки был озвучен на совещании у Гитлера в разгар боёв за центральную часть Сталинграда, 20 сентября 1942 г. В дни, когда войска 13-й Гвардейской дивизии, запертые в окружении в здании железнодорожного вокзала, вели ожесточённые схватки с немцами, на гитлеровском совещании было сказано: «Бои в Сталинграде со всей ясностью показали необходимость иметь тяжёлое орудие в тяжело бронированной машине для стрельбы фугасным снарядом, способным разрушать целые дома несколькими выстрелами».
Где-то в Сталинграде
Разрабатывать принципиально новую машину не было времени. Поэтому за основу sIG.33B взяли танк Pz.III, на которой
сварили усиленно бронированную коробку и вставили в неё тяжёлое 150-мм орудие (sIG33, без «Ausf.B»). Экспериментальные заготовки для производства подобного оружия имелись в тот момент в цехах завода «Шкода» в Чехии. К производству приступили практически сразу – и уже 13 октября 1942 года первая партия из 12 САУ вышла из заводских ворот, а 28 октября эта партия прибыла по железной дороге на станцию Чир. В тот же день входившие в 6-ю армию Паулюса LI армейский и XIV танковый корпуса получили приказ как можно скорее забрать их и направить на улицы Сталинграда.
сварили усиленно бронированную коробку и вставили в неё тяжёлое 150-мм орудие (sIG33, без «Ausf.B»). Экспериментальные заготовки для производства подобного оружия имелись в тот момент в цехах завода «Шкода» в Чехии. К производству приступили практически сразу – и уже 13 октября 1942 года первая партия из 12 САУ вышла из заводских ворот, а 28 октября эта партия прибыла по железной дороге на станцию Чир. В тот же день входившие в 6-ю армию Паулюса LI армейский и XIV танковый корпуса получили приказ как можно скорее забрать их и направить на улицы Сталинграда.
sIG.33B, вид сзади
30 октября шесть самоходок из этой партии начали участвовать в городских уличных боях в составе 245-го батальона штурмовых орудий, а остальные поступили в действующую армию в первых числах ноября. Эти машины приняли участие в штурме завода «Красный Октябрь» и группы Горохова на Спартановке.
Современная схема внешнего устройства sIG.33B
По причине дальнейшего развития событий Сталинградской битвы, а именно – окружения 6-й армии в Сталинграде и невозможности доставки новой техники в «котёл», производство sIG.33B было остановлено, в Сталинградской битве несколько машин ещё участвовали в попытках прорыва немецкой группировки в город в декабре 1942 г.
Современная модель sIG.33B. Источник
По состоянию на сентябрь 1944-го года в строю в вермахте оставалось всего 5 штук sIG.33B.
sIG.33B (слева) где-то на дорогах войны
Разгром 6-й армии в Сталинградской битве не дал немецкому командованию в полной мере воспользоваться разрушительной мощью sIG.33B. Один из этих монстров был захвачен во время городских боёв в Сталинграде нашими войсками и отправлен на испытания. Этот единственный сохранившийся доныне экземпляр sIG.33B представляет собой экспонат бронетанкового музея в Кубинке.