Как известно, до революции, да и
до самой войны, территория вдоль р. Царицы была плотно застроена домами. Было
там очень живо, многолюдно и шумно. После войны, в процессе восстановления
города в отношении Царицы сложилась какая-то парадоксальная ситуация. Никаких
строек на этом огромном участке земли, лежащей посередине города, никто не
начинал. Некоторые восстановленные в конце 40-х гг. дома снесли в 60-70-е, а
часть – засыпали. Склоны подсыпали, сделав их в некоторых местах даже более
крутыми, чем раньше. А после разрушения старого низкого Астраханского моста и
удаления реки в подземную трубу возникла в самом центре огромного города дивная
чёрная дыра размерами с целый район, с камышами, песками и репейником. Вот
такое «изящное» градостроительное решение получилось. Едва ли здесь есть
виноватые. Амбициозные архитектурные планы восстановления города, которые
предлагались послевоенными архитекторами были брошены на середине, причём
наиболее интересные замыслы воплощены не были. На смену большим планам и решениям
пришли хрущёвки и брежневки, которые стали ставить словно зерно раскидывать. А
могли ли архитекторы 60-70-х поступать иначе? Политика такая была… Вот и стала
наша пойма жертвой больших решений, принимавшихся где-то далеко от неё.
до самой войны, территория вдоль р. Царицы была плотно застроена домами. Было
там очень живо, многолюдно и шумно. После войны, в процессе восстановления
города в отношении Царицы сложилась какая-то парадоксальная ситуация. Никаких
строек на этом огромном участке земли, лежащей посередине города, никто не
начинал. Некоторые восстановленные в конце 40-х гг. дома снесли в 60-70-е, а
часть – засыпали. Склоны подсыпали, сделав их в некоторых местах даже более
крутыми, чем раньше. А после разрушения старого низкого Астраханского моста и
удаления реки в подземную трубу возникла в самом центре огромного города дивная
чёрная дыра размерами с целый район, с камышами, песками и репейником. Вот
такое «изящное» градостроительное решение получилось. Едва ли здесь есть
виноватые. Амбициозные архитектурные планы восстановления города, которые
предлагались послевоенными архитекторами были брошены на середине, причём
наиболее интересные замыслы воплощены не были. На смену большим планам и решениям
пришли хрущёвки и брежневки, которые стали ставить словно зерно раскидывать. А
могли ли архитекторы 60-70-х поступать иначе? Политика такая была… Вот и стала
наша пойма жертвой больших решений, принимавшихся где-то далеко от неё.
И всё же архитекторы думали над
этой проблемой и уже в конце 70-х предлагались планы комплексного
переустройства чёрной дыры, которые никто никогда не воплощал в жизнь. Но всё
же интересно, о чём думали тогда, и насколько это созвучно сегодняшним идеям.
Вот план начала 80-х гг.
этой проблемой и уже в конце 70-х предлагались планы комплексного
переустройства чёрной дыры, которые никто никогда не воплощал в жизнь. Но всё
же интересно, о чём думали тогда, и насколько это созвучно сегодняшним идеям.
Вот план начала 80-х гг.
План прелюбопытный. Не так давно потрясший
всех амбициозный (и нереализуемый) план возвращения в пойму Большой воды существовал,
по сути, уже тогда. Правда, воды всё же было поменьше – её хорошо видно по
тёмному цвету под нынешним Астраханским мостом и за ним. В центре оврага
планировалось возвести детский парк, который соединил бы в одно целое Дом
пионеров и Детскую железную дорогу. Здесь планировалось разместить игровой
городок, станцию юных натуралистов, расширить железную дорогу. Посреди
участков, вновь затопленных водой, планировалось создать острова, где
разместить игровые площадки и станцию судомоделирования (соответствующий кружок
как раз был в Доме пионеров).
всех амбициозный (и нереализуемый) план возвращения в пойму Большой воды существовал,
по сути, уже тогда. Правда, воды всё же было поменьше – её хорошо видно по
тёмному цвету под нынешним Астраханским мостом и за ним. В центре оврага
планировалось возвести детский парк, который соединил бы в одно целое Дом
пионеров и Детскую железную дорогу. Здесь планировалось разместить игровой
городок, станцию юных натуралистов, расширить железную дорогу. Посреди
участков, вновь затопленных водой, планировалось создать острова, где
разместить игровые площадки и станцию судомоделирования (соответствующий кружок
как раз был в Доме пионеров).
Интересно на этом плане и кое-что
ещё, несбывшееся. На месте ресторана «Маяк» на плане виднеется высотное здание,
напоминающее по форме парус. Действительно, одно время снос «Маяка» считался
делом решённым. К счастью, этот план не осуществился. На месте нынешних
«Волжских парусов» – некое небольшое здание с куполом. У меня нет информации, что
там планировалось разместить. Зато на площади Чекистов на плане стоит высотка –
высотку там и построили, правда, немного другую.
ещё, несбывшееся. На месте ресторана «Маяк» на плане виднеется высотное здание,
напоминающее по форме парус. Действительно, одно время снос «Маяка» считался
делом решённым. К счастью, этот план не осуществился. На месте нынешних
«Волжских парусов» – некое небольшое здание с куполом. У меня нет информации, что
там планировалось разместить. Зато на площади Чекистов на плане стоит высотка –
высотку там и построили, правда, немного другую.
В целом, за исключением идеи
сноса «Маяка», план был хороший, хотя вложений он требовал не меньших, чем те,
которые не дают реконструировать Царицу и сегодня. Впрочем, план на этом не
заканчивался. От современных «Волжских парусов» и ул. Калинина планировалось
строительство моста. Вот он.
сноса «Маяка», план был хороший, хотя вложений он требовал не меньших, чем те,
которые не дают реконструировать Царицу и сегодня. Впрочем, план на этом не
заканчивался. От современных «Волжских парусов» и ул. Калинина планировалось
строительство моста. Вот он.
Мост должен был быть
пешеходным, а на территории о. Голодный планировалась глобальная реконструкция
и строительство там парка. Одно время в архитектурных кругах города (где-то в
середине 80-х гг.) эта идея обсуждалась очень живо. Не совсем понятно, как
планировалось решить вопрос с весенними паводками, которые затапливают часть
острова, возможно потребовалось бы на несколько метров насыпать на него грунт
(потребовалось бы насыпать слой метров 6-8), впрочем это вполне реально и
сегодня.
пешеходным, а на территории о. Голодный планировалась глобальная реконструкция
и строительство там парка. Одно время в архитектурных кругах города (где-то в
середине 80-х гг.) эта идея обсуждалась очень живо. Не совсем понятно, как
планировалось решить вопрос с весенними паводками, которые затапливают часть
острова, возможно потребовалось бы на несколько метров насыпать на него грунт
(потребовалось бы насыпать слой метров 6-8), впрочем это вполне реально и
сегодня.
Идея со строительство пешеходного
моста на о. Голодный и создания там парковой зоны – замечательное, абсолютно
правильная с точки зрения градостроительства идея, однако почти нереализуемая в
наше рыночное время.
моста на о. Голодный и создания там парковой зоны – замечательное, абсолютно
правильная с точки зрения градостроительства идея, однако почти нереализуемая в
наше рыночное время.
Сегодняшние планы реконструкции поймы Царицы выглядят
не менее впечатляющими, но и не более реализуемыми.
не менее впечатляющими, но и не более реализуемыми.
Один из современных планов. Искусственный «бассейн» наполняется со стороны цирка и Дома пионеров и доходит до моста, дальше, до Волги — парковая зона
Нашумевший проект строительства гипермаркета в пойме. Один из многих вариантов